В День пожилого человека говорить бы о достойной старости! Но конституционное право на охрану здоровья превратилось у нас в привилегию по месту жительства.
В России множество здравниц, в большинстве своем оставшимся от Советского Союза. Как многие еще помнят, члены профсоюза, передовики производства могли там периодически отдыхать бесплатно или за небольшие деньги. Да, есть возможность и сегодня подлечиться в здравницах бесплатно. По данным руководителя Омского отделения Социального фонда РФ Ольги Ступичевой, в 2025 году на санаторно-курортное лечение омичей получено 97,4 млн рублей. Этих средств хватило на закупку 1792 путевки для льготников, среди которых инвалиды, участники и некоторые труженики Великой Отечественной войны, члены их семей, ветераны боевых действий, блокадники. Отдохнули они в санаториях Омской области и Краснодарского края.
Цифры кажутся прекрасными, пока не сопоставляешь их с другими. По данным уполномоченного по правам человека в Омской области Ирины Касьяновой, в 2024 году в нашем регионе проживало 124 000 инвалидов. То есть оздоравливается их в санаториях ежегодно менее процента, если учесть, что это не единственная категория, имеющая право на бесплатную путевку. На начало 2025 года в очереди за ней стояло 6581 человек, но Социальный фонд сумел удовлетворить лишь каждую четвертую заявку.
Побывать в санатории даже раз в жизни удается даже не каждому инвалиду. Ни бесплатно, ни платно. Такой уровень обеспеченности омичей санаторно-курортными услугами нельзя назвать иначе как катастрофически низким. Но и те, кто выиграл в этой лотерее, сталкиваются с новыми барьерами. Предельная стоимость проездного талона, который фонд оплачивает перевозчику, – не выше 2000 рублей. При стоимости билетов из Омска до Сочи или Анапы льготник вынужден доплачивать за проезд из своего кармана. Для многих это непосильно. Даже если чудом удалось получить заветную путевку, но дополнительных средств нет, нуждающиеся попросту «отсеиваются».
Не региональное отделение Соцфонда создало эту ситуацию – оно работает в рамках выделенного федерального финансирования. Проблема – в государственной модели, которая искусственно устроила разное качество жизни в одной стране для инвалидов и пенсионеров. Дотации из центра не покрывают реальных потребностей регионов в социальной сфере. Многие льготники, видя мизерные шансы, предпочитают отказываться от санаторно-курортного лечения в пользу денежной компенсации – около 190 рублей в месяц. Государство не может не понимать, что для отчаявшихся людей эти деньги кажутся более реальными, чем призрачная перспектива санатория. Система по сути поощряет эти отказы, формально соблюдая права, но лишая человека даже надежды на оздоровление.
Что уж говорить об обычных омичах- пенсионерах, не имеющим льгот? Средняя пенсия в Омской области, по данным того же фонда – 22 540 рублей: не разгуляешься. В федеральный перечень льготников, имеющих право на бесплатное санаторное лечение, российское правительство включило самый минимум. Остальное отдало на откуп регионам. Омск этот перечень не изменил. А вот в Москве его значительно расширили. Право на бесплатную путевку есть там не только у инвалидов и ветеранов боевых действий лечение в санатории раз в год доступно и столичным «детям войны», и ветеранам труда, и неработающим пенсионерам, и даже просто гражданам предпенсионного возраста! Причем, как рассказывают москвичи, можно выбрать санаторий из предложенных вариантов. Плюс компенсация на проезд к месту лечения железнодорожным транспортом – туда и обратно. Практически право на оздоровление за счет бюджета имеют все пожилые жители Москвы. А в столице, на минуточку, более 3-х млн пенсионеров и примерно столько же предпенсионеров. Финансирует эту программу мощный московский бюджет, который складывается в том числе благодаря деньгам регионов. То есть нашим с вами налогам и нашему же воздуху, которым нам портят здоровье предприятия, зарегистрированные в столице.
Но Москва – не исключение. Аналогичные, хотя и менее масштабные программы действуют в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Татарстане и Башкортостане. Менее масштабные программы существуют в отдельных промышленных областях вроде Свердловской, Челябинской, Кемеровской. Они тоже унаследованы с советских времен, но до сих пор поддерживаются градообразующими предприятиями. Эти регионы используют свои экономические возможности для дополнительной социальной поддержки.
Карту страны можно разделить на три зоны: «зеленую» – Москва, где бесплатное санаторное лечение стало социальной нормой практически для всех жителей после 55 лет, «желтую» – немногие богатые области, где существуют льготные программы; и «красную» – подавляющее большинство дотационных регионов, включая Омскую область, где для обычного пенсионера отдых на море или хотя бы в Красноярке – несбыточная мечта.
Выходит, что основания для оздоровления определяются не медицинскими показаниями, а местом прописки и экономическим статусом региона. Социальное неравенство между субъектами страны превращает конституционное право на охрану здоровья в привилегию по месту жительства. При этом еще в 2018 году по указу президента был разработан и утвержден документ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Одна из стратегических целей – увеличение продолжительности жизни россиян. С 2024 года запущен даже национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», согласно которому мы с вами к 2030 году должны доживать не менее, чем до 78 лет.
По логике нацпроект должен обеспечивать единый стандарт здоровья для всех россиян. Но на практике государство, судя по всему, отнюдь не стремится к выравниванию уровня жизни. Провозглашая цель увеличения здорового долголетия, оно лишает миллионы людей одного из самых эффективных инструментов для его достижения – доступного санаторно-курортного лечения. Для большинства россиян, включая омичей, это означает упущенные возможности реабилитации, ухудшение здоровья, а в конечном счете – сокращение и без того нелегкой жизни. Удивительно ли, что в Омской области слова «инвалиды» и «пенсионеры» – почти синонимы? И дабы было понятно, что значит для нас 124 тысячи инвалидов: это больше, чем население Омского района, самого крупного в регионе.
«Санаторий по прописке» – наглядное воплощение принципа, который государство применяет к самым уязвимым гражданам.
Неудивительно, что москвичи, имеющие полный набор социальных благ, голосуют за правящую партию. Но почему за нее же голосуют омичи, вынужденные мириться с существованием по принципу «выживает сильнейший».
Наталья ЯКОВЛЕВА.