Архитектор из Красноярска Александр Якунин объехал почти весь мир. Но больше его интересует Россия – не был он пока только на Камчатке и Чукотке. В своих путешествиях Александр непременно посещает памятники Ленину. Побывал он и в нашей редакции.
– У нас красивейшая страна! Половина моих путешествий проходит по российской глубинке. Изучаю, как живут малые города и села. В абсолютном большинстве поселений есть набор сооружений, который формирует центр – здание администрации, мемориал Великой Отечественной войны, памятник вождю пролетариата, часто еще Дом культуры, церковь. Считается, что в России за годы Советской власти было установлено не менее 7000 памятников и бюстов Ленину. Около 6000 осталось – по большому счету, серьезных кампаний по демонтажу памятников Ленину в России не проводилось. В Краснодаре, Анадыре, Белгороде, Калининграде, Магадане, Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Казани перенесли некоторые монументы на другое место. В Москве в Парке искусств «Музеон» собрали несколько скульптур Ленина из разных мест столицы и других городов. Единственный центр региона, где окончательно демонтирован памятник Ленину – Грозный. А в районных центрах России памятники практически не сносятся. Если это происходит, то из-за ветхости, не по идеологическим причинам.
– По подсчетам краеведов, в Омске было демонтировано 15 памятников Ленину из 36. Вместе с районами области сейчас их около 100. Как вам кажется, не слишком ли много Ленина в регионе?
– По количеству монументов среди регионов лидирует не Омская, а Московская и Ростовская области, потом Краснодарский край. Среди городов, кроме столиц – Краснодар, Казань, Саратов, Сочи, Нижний Новгород. Много памятников Ленину в Кемеровской и Новосибирской областях, на Алтае. В основном они в хорошем состоянии. Есть удивительные, и я не слышал, чтобы их думали снести. Самый большой стоит на берегу Волги, в городе Волгоград. Это 57-метровая композиция из скульптуры и массивного постамента работы именитого мастера Евгения Вучечича, автора монумента «Родина‑мать зовет!». 27-метровый вождь изображен в движении, а в руке у него узнаваемая кепка. Необычный памятник в Улан-Удэ – бронзовое изваяние головы Владимира Ильича, высота вместе с постаментом – почти 14 метров. Авторы проекта – отец и сын Георгий и Юрий Нерода. Он стал всемирно узнаваемым брендом Бурятии наряду с Байкалом, молодежь назначает возле него свидания. Самым ранним обычно называют памятник в подмосковном Ногинске на территории Глуховской мануфактуры, установленный на следующий день после кончины вождя, 22 января 1924 года. Интересно, что исполнение доверили художнику-самоучке Федору Кузнецову, который не видел даже фотографий Ленина. Он создавал свою работу со слов людей, которые встречались с Владимиром Ильичом лично. Но мало кто знает, что в Куртатинском ущелье на территории Северной Осетии еще 21 января 1924 года установлено не скульптурное изображение вождя, но мемориальная доска в его память. Рассказывают, что так решил местный совет старейшин, узнав о смерти Ленина.
– У нас активным борцом с памятниками Ильичу был прежний губернатор Леонид Полежаев, уничтожавший скульптуры везде, где мог. Так что их сохранность – во многом заслуга омских коммунистов, которые ухаживают за ними, отстаивают, восстанавливают. В поселке Чернолучье Омского района, к примеру, в 2017 году отреставрировали Ленина на свои средства. А вот в Шербакуле не уследили.
– Памятник в Шербакуле, как я понял из разговоров с местными жителями, снесли внезапно. Никто толком не знает, по чьему решению, зачем и куда делась сама скульптура. Местные дети до сих пор показывают место, где он стоял – «вот здесь был Ильич». Причем он ведь никому не мешал, был в приличном состоянии. Этот случай вызывает много вопросов. Почему не сохранили хотя бы как исторический артефакт? Почему не перенесли в другое место, если уж так мешал?
Я не коммунист, но мне обидно как архитектору. По моим наблюдениям, утрачен также памятник в селе Борисовском Шербакульского же района. Прочел, что в Омске исчезло 30 скульптур с 90-х годов, их судьбу отслеживают энтузиасты через специальный сайт. Я не смог найти скульптур в Омске на проспекте Мира, на перекрестке улиц 4-ой Челюскинцев и Нахимова, на 6-й Путевой на крыше пристройки – это закрытая территория, возле Городского Дворца пионеров на Красном пути, на Партизанской у колледжа агробизнеса, в поселке Карьер в лагере имени Гайдара.
– Но есть и положительные примеры?
– Состояние у монументов разное, но в большинстве случаев они ухожены даже в отдаленных селах. Очень много памятников типовых, но есть в Омской области и уникальные экземпляры: в Полтавке, например, нестандартная скульптура, в Любимовке Оконешниковского района, в Бологом Русско-Полянского и вовсе памятник двойной: бюст и барельеф.
– А в Омске памятник на Ленинской горке стал яблоком раздора – представители РПЦ периодически предлагают его снести, построив церковь. Насколько это хорошее предложение, по-вашему?
– Памятник ведь достопримечательность Омска, с 1980 года он признан объектом культурного наследия регионального значения. Насколько знаю, это первый в Омске «полноростовый» Ленин, отлит на местном заводе «Металлист». Его создатель – знаменитый советский скульптор Фуад Абдурахманов. В Омске этот памятник Ленину – архитектурная доминанта, вокруг которой десятилетиями складывался центр. Демонтаж нарушит сложившуюся планировку, лишит места узнаваемости. Нужен будет полный демонтаж площади: мало места для подъездов, подходов, парковки.
Я не понимаю, для чего сносить памятники Ленину. Это ведь не просто скульптуры, а материальные свидетели эпохи, отражающие целый пласт истории XX века. Они такие же артефакты прошлого, как крепости, дворцы или храмы. Многие представляют художественную ценность, созданы выдающимися мастерами. Уничтожая их, мы лишаем будущие поколения возможности увидеть историю во всей полноте. Лучший подход – не стирание истории, а ее сохранение, чтобы будущие поколения могли сами делать выводы.
Наталья ЯКОВЛЕВА.
Фото предоставлено А. Якуниным.