В сентябре в Омской области пройдут очередные выборы. Для получения нужного властям результата избирательная комиссия региона все последние годы идет на откровенные нарушения порядка голосования.
Депутат фракции КПРФ Андрей Алехин уже выступал по этому поводу на пленарном заседании Госдумы РФ. Первый заместитель фракции «Единой России» Дмитрий Вяткин, отвечавший на выступление депутата-коммуниста, сказал, что, на его взгляд, приведенные Андреем Алехиным примеры «подвоза» бюджетников в территориальные избирательные комиссии не имеют никакого отношения к досрочному голосованию. Наведение порядка в процедуре голосования в Омской области – компетенция Ценризбиркома. Поэтому депутат-коммунист обратился к председателю ЦИК Элле Панфиловой с письмом, в котором сообщает о «ноу-
хау» омских «манипуляторов» от избирательной комиссии.
«Избирательная комиссия Омской области, начиная с 2022 года, с выборов в Омский городской Совет, фактически превратила всю Омскую область при проведении избирательных кампаний в «труднодоступную или отдаленную местность», хотя такой избирательный участок только один на севере области», – пишет депутат.
При нормальной организации процесса выборов голосование идет в УИКах в течение пяти дней, причем первые два дня считаются досрочным голосованием. Исключение – те самые «труднодоступные» местности, где используются «передвижные» УИКи, которые начинают работу заранее, чтобы дать возможность избирателям, живущим в отдаленных поселениях, поучаствовать в выборах, никуда не выезжая. То есть такое правило установлено для удобства жителей отдаленных поселений – им не приходится никуда ехать, чтобы попасть в УИК, тот сам приезжает к ним.
У нас же все делается с точностью до наоборот. Выборы длятся 12 дней. Причем первые семь дней голосование проходит в территориальных избирательных комиссиях, куда в организованном порядке свозятся сотрудники бюджетных учреждений, причем чаще всего – на школьных автобусах. Кто оплачивает транспорт для поездок в райцентры, информации нет. Также увеличиваются расходы на оплату труда членов ТИК.
«Цель досрочного голосования, как поясняет Избирательная комиссия Омской области, направлена на увеличение явки избирателей. Но фактически явка не увеличивается. На прошедших в апреле 2025 г. выборах в районные Советы в 15 районах области она составила лишь 35,49%, а в отдельных районах, в частности, в Таврическом районе, лишь 27,72%... В то же время избиратели не информируются о проведении избирательной кампании», – подчеркивает Андрей Алехин.
По поводу явки имеет смысл добавить: впервые технология «привоза» избирателей в ТИК была «опробована» в Омске в 2022 году на выборах в Омский горсовет, явка на них составила чуть более 14%. А на довыборах в тот же Омский горсовет по округам №№ 26 и 40 – вообще 8,31%. Но важнее не это, а то, что 12-дневное голосование делает невозможной полноценную работу наблюдателей. Под большим вопросом и сохранность уже заполненных бюллетеней в ТИКах и в момент их передачи в УИКи, технически достаточно просто совершить подмену конвертов с заполненными бюллетенями, и проконтролировать это никак не возможно. При низкой явке и высоком проценте «досрочного» голосования это ставит под вопрос легитимность всех избранных депутатов.
«Прошу Вас навести порядок с досрочным голосованием в Омской области и привести его в соответствие со сроками досрочного голосования в других регионах Российской Федерации», – пишет Андрей Алехин.
Конечно, властям хочется, чтобы в Советы попадали только легко управляемые депутаты от «Единой России». Однако сложившийся в Омской области порядок организации выборного процесса показывает, что «партия власти» не способна добиться тотального доминирования своих представителей в выборных органах без манипуляций на грани нарушений закона. Ну не хотят люди голосовать за тех, кто ориентируется на мнение начальства, а не на интересы своих избирателей!
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.