КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Министр культуры Екатерина Фурцева

фурцева

7 декабря 1910 г. родилась Екатерина Фурцева — советский партийный и государственный деятель. С 1960 г. — министр культуры СССР. Она появилась на свет в городе Вышний Волочёк Тверской губернии в рабочей семье. Ее родители трудились на ткацкой фабрике и мечтали, что дети – дочь и сын – пойдут по их стопам. Катя действительно стала ткачихой, но потом сильно продвинулась «по партийной линии» и «доросла» до министра культуры. И все это благодаря Советской власти, которой она беззаветно служила всю жизнь.

Окончив семь классов средней школы, Фурцева поступила учиться в фабрично-заводское училище. Окончив его в 1928 году, пошла работать ткачихой на ткацкую фабрику. Работу совмещала с активной общественной деятельностью – возглавляла на фабрике комсомольскую ячейку. На одном из комсомольских слетов познакомилась с начальником политотдела по комсомолу Саратовского авиационного техникума, вышла за него замуж  и переехала жить в Саратов. Муж хотел, чтобы она больше времени посвящала дому, семье, но Фурцева в четырех стенах чувствовала себя как птица в клетке и рвалась на волю – в общественную работу. Вот где она буквально преображалась, заряжалась настоящей энергией. В стране тогда происходили грандиозные перемены, и быть в стороне от этого процесса активная Фурцева не могла, да и не хотела.

В середине 30-х мужа Екатерины перевели с повышением в Москву. Здесь она, по рекомендации ЦК ВЛКСМ, была зачислена студенткой института тонкой химической технологии. Училась средне, зато в общественной работе ей не было равных. После окончания института Фурцеву направили на партийную работу. Сначала она была членом районного совета физкультуры, затем ее избрали вторым, а потом и первым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Фурцеву ценили за организаторские способности, активность и красоту. Последнее имело немаловажное значение, поскольку в те годы в советских партийных органах женщин на руководящих постах было не очень много. А тем более таких красивых, какой была Екатерина Алексеевна.

На знаменитом XX съезде, который был посвящён разоблачению культа личности Сталина, Фурцева первая выступила в поддержку Хрущёва в момент обсуждения доклада. Не исключено, что именно поэтому Хрущёв в 1954 году рекомендовал её на пост 1-го секретаря Московского горкома партии. Став «хозяйкой Москвы», она  способствовала тому, чтобы в столице было построено множество новых объектов, сделавших город еще краше. Именно при ней началось строительство новых домов для москвичей, прозванных в народе «хрущёвками». Были также построены: крупнейший в стране стадион имени В. Ленина в Лужниках, крупнейший универмаг детских товаров «Детский мир».

Оставаясь «хозяйкой Москвы», Фурцева в феврале 1956 года была избрана секретарем ЦК КПСС. Позже её ввели в состав Президиума ЦК КПСС. Это был беспрецедентный случай для советской политической системы, где еще ни одна женщина никогда не занимала столь высоких постов. Как раз после этого началось активное "пришествие" женщин в политику практически во всех союзных республиках.

На посту министра культуры СССР Екатерина Алексеевна проработала 14 лет (1960-1974гг.). Ни до, ни после, ни один министр культуры не оставил такого заметного следа в истории, как она. Например, именно благодаря стараниям Фурцевой были открыты Международный кинофестиваль в Москве и конкурс классической музыки имени П.И. Чайковского, а также Международный конкурс артистов балета. Под её руководством проводился VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Именно Фурцева способствовала появлению Театра эстрады, Детского музыкального театра под управлением Наталии Сац и Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова, Ленкома под руководством Марка Захарова, «Табакерки» под руководством Олега Табакова. Она же организовала зарубежные гастроли выдающемуся пианисту Святославу Рихтеру, которые произвели огромное впечатление на зрителей и расширили их представление о советском искусстве (Рихтеру несколько раз отказывали в зарубежных гастролях). Фурцева была инициатором открытия Цирка на проспекте Вернадского, Государственного Концертного здания «Россия», Дворца пионеров на Ленинских горах, большого книжного магазина «Москва» на Тверской. Новые здания получили также балетное училище, МХАТ, Театр Моссовета, Театр оперетты.

Именно в период правления Фурцевой начался подъем и популяризация русской народной песни и танца, засверкали новые имена исполнителей и коллективов: Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Александра Стрельченко, ансамбль «Березка».