КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Банкроты в белых халатах

17.10 10:58

Лечебные учреждения погрязли в миллионных долгах, из которых им уже без существенной бюджетной поддержки не выбраться

Похоже, что вся недавняя стабильность нашей страны была оплачена за счёт нашего будущего. Миллионы людей набрали долгов на миллиарды, поддерживая свой уровень жизни. Но вот настал час, когда приходится за всё расплачиваться, причём втридорога. Ещё страшнее то, что в эту же игру решило сыграть даже наше здравоохранение: жить в долг, чтобы рапортовать об успехах, а теперь лить слёзы и пытаться чинить бюджетный тришкин кафтан.

Дорога российского здравоохранения в глубокую долговую трясину была стремительной.

Шаг в пропасть №1. Ещё десяток лет назад объекты муниципального здравоохранения были переданы в государственную собственность. Казалось бы, отлично. Но на деле получилось, что государство равнодушно к этому приобретению, а муниципалитеты, освободившись от ответственности за свои больнички, стали воспринимать их как источник дохода. Оплата ЖКХ, наращивание жирка местных ФОМС, налоги… Новый собственник — государство явно не торопился покрывать все траты местных лечебно-профилактических учреждений, но жить-то как-то надо. Как? Проще простого: взять кредит. Сегодня оплатим отопление, а дальше хоть трава не расти…

Шаг в пропасть №2. Многие лечебные учреждения действительно похорошели. Широкомасштабные ремонты, дорогостоящее оборудование… Есть чем гордиться, что показывать по телевизору, о чём отчитываться перед начальством… Одно НО: все это сделано тоже на кредиты. Например, Сбербанк гордо сообщает о том, что «наращивает присутствие в сфере финансирования медицинских учреждений. В частности, за 2018—2019 гг. были реализованы проекты в Воронежской, Новгородской, Ростовской, Оренбургской областях, Бурятии на общую сумму 250 млн руб. Основное целевое назначение данных кредитов — финансирование текущей деятельности, закупка оборудования, проведение капитального ремонта».

Ставка определяется на рыночных условиях. Иначе говоря, возвращать эти сотни миллионов придётся медучреждениям с хорошим «наваром» для банка. А где взять их, если изначально не было средств? Конечно, снова брать кредиты и снова возвращать с процентами, на что опять перекредитоваться — и так до бесконечности, пока ком задолженности не дорастёт до таких масштабов, что похоронит под собой любое ЛПУ. Впрочем, может, на это и было рассчитано? Кто знает…

Шаг в пропасть №3: пресловутые «майские указы». Чтобы отчитаться о «красивых показателях» зарплат, руководители медорганизаций также были вынуждены взять кредиты. Ведь тришкин кафтан устроен так, что если платишь зарплату (обещанные президентом 200% от средней по региону), то не хватает на текущие расходы, закупку препаратов, ремонт и т.д. А если пытаешься оплатить эти расходы, не хватит на зарплату… Любопытно, что ни кредиты, ни явные манипуляции со статистикой всё равно не смогли представить идеальную картину с зарплатами медиков и большинство регионов даже на бумаге не смогло дотянуть до стандартов «майских указов».

Денег в здравоохранении катастрофически не хватает. И кредиты, латающие многочисленные финансовые дыры, уже не в состоянии их покрыть, а лишь усугубляют ситуацию. Так, отчаявшиеся ульяновские депутаты в сентябре этого года обратились к правительству РФ буквально с мольбой о выделении миллиарда на областную медицину, в которой зияет долговая дыра в 2,4 млрд рублей.

В подобном положении оказалось и большинство регионов. К сожалению, статистику по задолженностям медучреждений в федеральном масштабе или никто не ведёт, или она засекречена. О суммарной задолженности в 530 млрд руб. было заявлено в Госдуме лишь по итогам 2016 года. Причём это были данные лишь по регионам, без учёта федеральных медцентров. С тех пор, по словам медиков, долги росли как снежный ком. Может быть, именно поэтому о них молчат и официальные СМИ, и чиновники?

Об истинном положении вещей мы узнаём лишь из скудной информации, иногда просачивающейся непосредственно из регионов. В частности, на портале «Медвестник» можно найти свежие данные о том, что в Кузбассе каждое второе медучреждение имеет задолженность, которая суммарно достигла 1,7 млрд руб. (в том числе 428,8 млн просроченной). В Ульяновской области уровень задолженности за год вырос с 1,5 млрд руб. до 2,5 млрд. В Мурманской области ещё в середине прошлого года кредиторка оказалась на том же уровне, что и в Кузбассе, — порядка 1,7 млрд (просроченная задолженность — около 650 млн руб.) — и это при вдвое меньшем региональном бюджете. Те же 1,7 млрд задолженности (при более чем 1 млрд просрочки) накопили медучреждения Приморья. В Смоленской области долги здравоохранения перевалили за 1,5 млрд, в Архангельской — 1,9 млрд. И т.д.

Как результат: ЛПУ работают в режиме жёсткой экономии. В апреле этого года, по заявлению губернатора Магаданской области Сергея Носова, в регионе из-за трёхлетней задолженности по страховым взносам были арестованы счета всех больниц.

ЛПУ превращаются в настоящих умирающих на наших глазах доходяг. Типичный пример: прокурор Здвинского района Новосибирской области подал в суд на Здвинскую ЦРБ. Он выяснил, что износ машин «скорой помощи» в медучреждении составляет 100% и в них не хватает медицинского оборудования. В ФАП, входящих в структуру медорганизации, также не оказалось электрокардиографов, дефибриллятора, анализатора уровня сахара крови, аппаратов для вентиляции лёгких. Представитель больницы заявил в суде, что средств на приобретение оборудования нет. Минздрав, в свою очередь, снял с себя ответственность, заявив, что может действовать «в пределах лимитов бюджетных ассигнований». А «лимитов» этих, как мы видим, не хватает даже на самое элементарное для поддержания жизнедеятельности ЛПУ. И это происходит уже практически везде.

Нелепость ситуации просто зашкаливает. Почему государственные учреждения должны жить на кредиты? Кто должен выплачивать эти долги и немалые проценты? Отчего за счёт нищего здравоохранения жируют банки и страховые компании? Как сокращение зарплат рядовых медиков, отсутствие медикаментов и перевязочного материала, разваливающееся оборудование могут сочетаться с миллионными зарплатами главврачей и их приближённых, с закупками всего необходимого по в разы завышенным ценам?

Всё это лишь приближает государственное здравоохранение страны к разверзшейся финансовой пропасти, в которой, видимо, по тайному умыслу кого-то, оно и должно быть погребено, чтобы открыть путь откровенно платной медицине.

Мария ПАНОВА, "Правда", №117.