КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Великий танцовщик Махмуд Эсамбаев

мэ

15 июля 1924 года  родился Махмуд Эсамбаев - Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, артист балета, эстрадный танцовщик, актер. Природа щедро одарила Махмуда Эсамбаева необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд начал танцевать с 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

В пятнадцать лет он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

В 20 лет Махмуд Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, куда его приняли, оценив возможности самородка. На сцене этого театра он исполнял главные партии в классических и современных балетах, танцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях. Экспрессия эсамбаевского жеста и его орлиная внешность пригодились и для Злого гения, и для Гирея, и для Тараса в "Тарасе Бульбе" и для отрицательной героини феи Карабос в "Спящей красавицы".

Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были испанский танец "Ля-коррида", индийский ритуальный танец "Золотой бог", таджикский "Танец с ножами".

Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только Россию, но и весь мир. «Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет», - восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать". В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию Марка Захарова.   В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок — полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова — беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке - комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской