КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Кто кого

После поражения на реке Тобол колчаковская армия понесла большие потери и безостановочно отступала к Омску. После взятия Петропавловска и Ишима (31 октября и 4 ноября 1919 г.) Красная Армия 4 ноября 1919 года начала Омскую операцию. На главном направлении, по линии железной дороги Петропавловск – Омск, двигались три дивизии 5­й Армии РККА. Для наступления на Кокчетав, куда отступила часть белых во главе с атаманом Дутовым, была выделена специальная группа войск. По линии железной дороги Ишим – Омск действовала 30­я стрелковая дивизия 3­й Армии РККА. В долине реки Иртыш вверх по течению на Омск наступала 51­я дивизия, а 5­я и 29­я дивизии были выведены в резерв фронта.

В Омске находилась ставка Колчака и его правительство. Отсюда шло управление фронтом. Город был главной опорной базой белой армии, снабжавшей войска оружием, боеприпасами и снаряжением. Колчак предпринял последние отчаянные попытки удержать город, хотя единого мнения по этому вопросу не было. Так командующий фронтом Дитерихс считал оборону Омска безнадежным делом и предлагал отступить дальше на восток. Но верховный правитель считал: «Омск немыслимо сдать. С потерей Омска – все потеряно». Колчак был взбешен упорством главнокомандующего, обвинил его в бездарности, поражении и приказал сдать командование Сахарову. Дитерихс уехал во Владивосток.

Колчак запросил помощи у командующего союзными войска генерала Жанена. Предлагал двинуть на передовую чехословаков (их численность достигала целой армии – 60 тыс. бойцов). Антанта уже списала Колчака, как использованный инструмент, и Жанен отказал под предлогом полного разложения чехов. Это была правда: чехи, контролируя Сибирскую железную магистраль, не хотели воевать, а только охраняли свои эшелоны с награбленными в России богатствами. При этом они негативно относились к правительству Колчака.

Колчаковцы стали спешно готовить город к обороне. В 6 км от города начали строить линию обороны, рыть окопы и устанавливать проволочные заграждения. Позиция была удобной: излучины Иртыша суживали фронт, прикрытый с флангов рекой и болотами. В самом Омске был большой гарнизон. К городу отступали войска разбитых колчаковских армий. Оборону возглавил генерал Войцеховский. Колчаковские газеты и церковь затеяли очередную кампанию по поднятию духа армии и населения. Призывали горожан вступать в армию, встать на защиту «православной веры против антихристов». Однако все эти попытки были бесполезны. В городе скопилось большое количество боеспособных мужчин – служащих колчаковского правительства, тыловиков, бывших царских чиновников, представителей буржуазии, казаков и т.д., но они не горели желанием взяться за оружие. Представители зажиточных классов и чиновники еще действующего правительства уже упаковали чемоданы и думали о том, как при первой возможности сбежать дальше на восток.

 

Красная Армия – сильней!

Планы обороны пошли крахом. Значительная часть офицеров гарнизона предалась безудержному пьянству и разгулу. Занимать позиции оказалось некому. Колчаковскому правительству пришлось начать эвакуацию. Правда, еще пока планировалось собрать войска, включая 1­ю армию Пепеляева, отведенную ранее в тыл, и дать сражение на линии Томск – Новониколаевск. Одним из первых, 5 ноября, сбежал чешский полк. Западные дипломаты предложили Колчаку взять под международную охрану золотой запас. Но верховный правитель понимая, что он интересен Антанте, только пока золото у него, ответил отказом. Столицу переносили. 10 ноября сибирское правительство выехало в Иркутск, глава правительства Вологодский подал в отставку. Сформировать новое правительство было поручено бывшему члену Госдумы, видному кадету В.Н. Пепеляеву (брат генерала А. Пепеляева). После Февральской революции Пепеляев был комиссаром Временного правительства, председателем восточного отдела ЦК кадетской партии и стал одним из главных организаторов переворота в пользу Колчака.

Отступление приняло повальный характер. Отступающие войска, не имея в тылу твердой опоры, лишились остатков боеспособности. Положение усугубили поздние и затяжные дожди. Зима задерживалась, Иртыш разлился, и в Омске началось наводнение. Нижнюю часть города залило, улицы стали реками. Стало понятно, что пути отхода отрезаны, и в отступающих частях началась паника. Белое командование даже рассматривало возможность поворота отступающей на восток армии на юг и затем на Алтай. И вдруг 10–12 ноября ударил мороз и сковал реку льдом. Эвакуация приняла характер тотального бегства. Колчак оставался в городе до последнего, чтобы вывезти золото. 12 ноября он отправил эшелон с золотом. Сам покинул Омск в ночь на 13­е. Днем через город ушли арьергарды белогвардейцев и штаб командующего Сахарова. Так начался Великий Сибирский Ледяной поход, почти 2500­километровый конно­пеший переход до Читы, длившийся до марта 1920 года.

А передовые части 5­й Армии РККА (командующий М.Н. Тухачевский) уже подходили к городу. 12 ноября 27­я дивизия (начальник  27­й дивизии Иосиф Францевич Блажевич) была в 100 км от Омска. Три бригады дивизии, одна с запада, другие – с юга и севера, форсированным маршем подходили к белой столице. 14 ноября 1919 г. утром 238­й Брянский полк, преодолев на подводах за сутки почти 100 км, вошел в город. За ним подошли и другие полки. Омск заняли без боя. Несколько тысяч белогвардейцев, которые не успели уйти из города, сложили оружие. 27­я стрелковая дивизия РККА была отмечена революционным Красным знаменем и получила почетное наименование Омской, а командарм Тухачевский был награжден Почетным революционным оружием. Колчаковцы бежали в спешке, поэтому красные захватили большие трофеи, включая 3 бронепоезда, 41 орудие, свыше 100 пулеметов, более 200 паровозов и 3 тыс. вагонов, большое количество боеприпасов.

 

Лихими были командиры

В Омской операции участвовало приблизительно сто тысяч красноармейцев, некоторые начинали здесь свой полководческий путь, семь из них стали маршалами. Михаилу Николаевичу Тухачевскому и Василию Константиновичу Блюхеру (начдив 29­й стрелковой дивизии, отличившейся при освобождении от белых Тобольска и Ишима) в 1935 году присвоено звание Маршалов Советского Союза, высшее воинское звание в СССР.

В 5­й дивизии 43­м полком командовал Василий Иванович Чуйков. Лихой был командир. На реке Тобол он в форме подпоручика, вдвоем с ординарцем, проник в тыл белых, уточнил их расположение и с бойцами своего полка захватил плацдарм на восточном берегу, обеспечив переправу всей 5­й стрелковой дивизии. Полк Чуйкова, 8 ноября, совместно с войсками соседней 5­й Армии участвовал в ночной атаке и овладением станции Исилькуль. В другой раз он во главе конной разведки, стреляя из нагана, освободил захваченных в плен красноармейцев. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени. А было ему в то время всего 19 лет. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза.

Будущий Маршал Советского Союза 23­летний Константин Константинович Рокоссовский (участник 1­й Мировой войны, драгун, унтер­офицер награжден георгиевскими крестами 4­й и 3­й степеней) во время Омской операции командовал кавалерийским эскадроном 30­й дивизии. 4 ноября он с тридцатью всадниками прорвавшись в тыл белых, захватил легкую батарею и заставил артиллеристов стрелять по своим. За этот подвиг был награжден орденом Красного Знамени. Ворвавшись в деревню Караульную у станции Мангут, где был штаб дивизии белых, красные кавалеристы заставили солдат сдаваться, но офицеры оказали сопротивление, ранив в плечо Рокоссовского. Лечился он в госпитале г. Ишима и вскоре вернулся в свой дивизион.

Комиссаром бронепоезда «Грозный», который поддерживал наступление красноармейцев в бою за город Ишим, был будущий Маршал Советского Союза (1944) 22­летний Иван  Степанович Конев.

Родион Яковлевич Малиновский, Маршал Советского Союза (1944). Участник 1­й Мировой войны, георгиевский кавалер. В 1916 году 18­летний ефрейтор Малиновский отправлен в составе русского экспедиционного корпуса во Францию. После окончания той войны домой возвращался через охваченную Гражданской войной Сибирь. Под Омском он был захвачен разъездом красноармейцев и едва не был расстрелян – задержавшие его красноармейцы 27­й стрелковой дивизии обнаружили у него французские награды и сочли его шпионом. Он с трудом уговорил их доставить его в штаб, где ему поверили. Так в ноябре 1919 года Р.Я. Малиновский был зачислен в Красную Армию. В должности инструктора пулеметного дела 240­го стрелкового полка этой дивизии принял участие в Гражданской войне на Восточном фронте против войск адмирала Колчака. В 1957 – 1967 годах Малиновский – министр обороны СССР.

И еще один интересный факт. Леонид Александрович Говоров, Маршал Советского Союза (1944). Служил в армии Колчака, принимал участие в боях с Красной Армией на Урале, в Западной Сибири. В июле 1919 года произведен в подпоручики. Но в декабре дезертировал вместе с несколькими солдатами из своей батареи и принял участие в восстании против белых в Томске. В январе 1920 года добровольцем вступил в 51­ю дивизию, которой по­прежнему командовал В.К. Блюхер. Служил в должности командира артдивизиона. Такая непростая биография. Но это не помешало Леониду Александровичу стать выдающимся советским военачальником.

Пять участников Омской операции стали Маршалами Победы в Великой Отечественной войне. Все, кроме Рокоссовского, выходцы из крестьян, учебу начинали в сельских школах. Советская власть дала им возможность проделать путь от солдата до маршала.

Подготовила
Татьяна ЖУРАВОК.

 

 

 

Категория статьи