КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Правда", № 137: Власть на опасном повороте

14.12 12:30

9 декабря Госдумой был принят во втором чтении закон об общих принципах организации публичной власти в регионах. По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрия Синельщикова, за последние годы это самый важный закон после поправок в Конституцию.

Его обсуждение вылилось в многочасовую дискуссию. Депутаты постарались донести до общества, какие опасности таит в себе этот документ и что нужно сделать, чтобы их избежать.

«Мы с уважением относимся к необходимости укрепления федеральной власти, но мы протестуем против многих положений этого закона, которые ведут к разрушению власти», — заявил Ю. Синельщиков во время брифинга перед заседанием Госдумы.

Фракция КПРФ не согласна с введением дистанционных заседаний региональных парламентов. Удалённое голосование допустимо только в двух случаях: в режиме повышенной готовности или при чрезвычайной ситуации — считают коммунисты. А органы исполнительной власти в субъектах Федерации хотят, чтобы парламенты заседали дистанционно и тогда, когда, например, региональное правительство выходит с отчётом. Тогда не будет неудобных вопросов от оппозиции, не будет радикальной критики, злободневных бичующих плакатов. Михаил Матвеев предлагал также уточнить в законе, что глава региона должен лично представлять заксобранию отчёт, а не присылать его в конверте, как это зачастую происходит сегодня.

Настаивали депутаты-коммунисты и на закреплении в законе норм о всеобщих выборах мэров и губернаторов. По мнению Олега Михайлова, избрание глав субъектов Федерации путём голосования регионального парламента, как, например, в Ненецком автономном округе, — порочная практика. Фактически происходит не избрание, а назначение главы региона, что противоречит принципам демократии. Необходимо также, считает парламентарий, ввести для глав регионов, как и для президента страны, ценз оседлости — 10 лет, чтобы не получалось так, как в его родной Республике Коми, которую последние шесть лет возглавляли лица, «узнавшие о существовании Республики Коми из указа президента о собственном назначении временно исполняющими обязанности», как говорят здесь местные жители.

Не согласна фракция КПРФ и с нормой отзыва губернаторов. Досрочно отстранить главу региона от должности имеет право только президент. А как же народ, который этого губернатора избрал? У него права отзыва нет. «Мы считаем, что губернатор должен прежде всего служить народу, а не президенту», — выразил общее мнение фракции КПРФ Юрий Синельщиков. Кстати, заметил депутат, в советские времена право отзыва судей и депутатов было и работало. А сегодня такого права граждане лишены.

Размытие правовой нормы об отрешении губернатора от должности президентом по причине утраты доверия ещё более усилило вассальную зависимость глав регионов. Если сейчас в законодательстве есть перечень весьма серьёзных оснований для утраты президентского доверия, как, например, коррупция, то теперь президент может не утруждать себя объяснением причины, почему тот или иной губернатор впал в немилость.

«Единороссовский» законопроект не ограничивает губернаторов в количестве сроков избрания, что превращает их в удельных князей, считают некоторые парламентарии. Коммунисты настаивали на принятии нормы, по которой губернатор должен избираться на срок до пяти лет и не более двух сроков подряд. Но запрос общества на обновление власти думским большинством был проигнорирован.

Критически отнеслась фракция КПРФ к передаче Государственному совету полномочий Конституционного суда в разрешении споров между органами власти. При принятии нового варианта Конституции полномочия Конституционного суда были резко сокращены, и этот негативный процесс продолжается, заметил Юрий Синельщиков.

Фракция КПРФ выступает за сохранение ныне существующей нормы, согласно которой президент проводит консультации с политическими партиями при выдвижении ими своих кандидатов на пост губернатора. Но её из закона убирают.

Чиновники высокого ранга не должны иметь имущество за рубежом — это принципиальная позиция КПРФ, которую депутаты-коммунисты не раз пытались отразить в законодательстве. В обсуждаемом законопроекте они предложили применить это ограничение к губернаторам и членам их семей. Но парламентскому большинству такие новации не по нутру. Поправка была отклонена.

Наметившийся с 2013 года тренд на сокращение в региональных парламентах доли депутатов, избираемых по партийным спискам, получил развитие в новом законе. Опасаясь утраты электорального доминирования в регионах, «Единая Россия» пытается вышибить политических конкурентов поодиночке, предоставляя региональным заксобраниям свободу лавирования между пропорциональной и мажоритарной избирательными системами. Поправка, внесённая Алексеем Куринным, закрепляла норму об избрании не менее 50 процентов депутатов региональных парламентов по партийным спискам. Однако «медведи», держа нос по ветру, взяли курс на отмену партийных списков и повсеместное внедрение одномандатных округов.

За отмену так называемого муниципального фильтра, когда для регистрации кандидат в губернаторы должен заручиться поддержкой определённого числа депутатов муниципальных образований, выступают все оппозиционные партии. Извращение этой нормой смысла конкурентной борьбы очевидно. И фракция КПРФ в очередной раз предлагала от неё отказаться. Но разве «партия власти», чьё господство сегодня только и держится на таких вот законодательных крючках, может на это пойти?!

Воспрепятствовали «единоросссы» и прохождению поправки А. Куринного об обязательном вхождении в соответствующую фракцию депутатов, выдвинутых той или иной партией, но прошедших в заксобрание по одномандатным округам. Не согласились «единороссы» вписать в федеральный закон и норму о праве одного из депутатов от политической партии, имеющей своё представительство в региональном парламенте, занимать руководящую должность.

Планомерно, шаг за шагом «Единая Россия» оттесняет демократию в самый тёмный угол государственного устройства. Проект закона о публичной власти в регионах ставит под контроль общение граждан с депутатами, обязывая последних согласовывать с главой местной администрации встречи с избирателями, а отведение под эти собрания строго определённых мест создаёт для людей подчас непреодолимые препоны: не у всех есть возможность ради общения с парламентарием поехать из дальнего села, скажем, в райцентр.

В законопроекте предусмотрено досрочное прекращение полномочий региональных парламентов губернаторами в том случае, когда законодателями принят закон или нормативный акт, противоречащий Конституции. Эта норма может быть использована для расправы, полагают коммунисты. Например, если в парламенте слишком много радикалов, но большая часть мандатов находится у «партии власти», она может умышленно принять антиконституционный акт, чтобы попытаться снизить уровень оппозиционности законодательного органа власти.

Комитет Госдумы по госстроительству поддержал поправку депутата-коммуниста Артёма Прокофьева и Госсовета Татарстана о праве регионов определять название своего исполнительного органа власти. Останутся и правительства, и администрации, и кабинеты министров. Относительно региональных парламентов в законопроекте указывается, что «наименование не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти». Но председатель комитета Госдумы по госстроительству и он же один из двух авторов законопроекта П. Крашенинников заверил, что разнообразие региональных парламентов в виде законодательных и народных собраний, дум, верховных и государственных советов и др. сохранится. А вот тиражирование президентов законопроект запрещает.

Алексей Корниенко предлагал ввести новый механизм согласования законодательными органами и высшими должностными лицами субъектов Федерации поправок к принятым Госдумой в первом чтении законопроектам по предметам совместного ведения, чтобы исключить ситуацию, когда в будущих законах на этапе второго чтения вдруг появляются нормы, в отношении которых регионы свои позиции не высказали, тем более если они касаются новых полномочий регионов и соответственно дополнительных расходов. Поправка не была поддержана. Однако П. Крашенинников заметил, что в законопроекте эта проблема решается, а «как будет на практике — будем все вместе смотреть». По его мнению, законопроект как раз собрал воедино все субъектовые полномочия, а их 170, — «получился такой свод полномочий».

Новые принципы организации публичной власти в регионах, не затрагивающие бюджетные вопросы, начнут действовать с июля 2022 года, а те, что связаны с финансовыми расходами, вступят в силу с 1 января 2023 года. Но это только часть управленческой реформы. На очереди — местное самоуправление, которое, согласно обновлённой Конституции, также вошло в систему публичной власти.

Во втором чтении законопроект поддержали фракции «Единой России» и ЛДПР, голоса «Справедливой России» и «Новых людей» разделились, фракция КПРФ консолидированно проголосовала против.

Как раз накануне отмечалась дата, дающая повод вспомнить горькие уроки истории — 30 лет назад, 8 декабря 1991 года, были подписаны так называемые беловежские соглашения, ставшие точкой отсчёта в разрушении Союза Советских Социалистических Республик. Выступление члена фракции КПРФ, заместителя председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Обухова, посвящённое тем трагическим событиям, — в сегодняшнем номере «Правды».