КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

А нужен ли такой «Билет», или Фриттату с кранчем не желаете?

В редакцию поступил вопрос: «В семье два ученика – шестиклассница и восьмиклассник. В школе сказали, что нужно зарегистрироваться в интернете на программу «Билет в будущее». Мы посмотрели и задумались…

С чего началось и что такое «Ворлдскиллс Россия»

В феврале 2018 года на форуме «Наставник» президент многозначительно сказал: «У меня есть мысль – создать еще один проект для совсем молодых наших граждан, для учеников от шестого до десятого класса, «Билет в будущее» можно его назвать». Сказано – сделано. Оператором проекта назначен Союз «Ворлдскиллс Россия» – «Молодые профессионалы» при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Понятно, что русских слов давно у нас в стране не хватает, поэтому поясняем: WorldSkills International – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. В последние годы движение Worldskills набирает популярность в России, так как несколько лет назад в нашей стране появилось его представительство – Worldskills Russia. Оно проводит чемпионаты профессионального мастерства по всей России по 5 направлениям (например, среди обучающихся школ и колледжей в возрасте от 10 до 16 лет – юниорская группа и от 16 до 22 лет).

Генеральный директор – кандидат экономических наук Роберт Наилевич Уразов. «Наша чемпионатная система охватывает практически весь промышленный сектор РФ – и госкомпании, и частные компании, – заявляет Worldskills Russia. – Она стала востребованной, в первую очередь, с точки зрения подготовки кадров. Мы видим не только нынешние потребности промышленных предприятий, но и можем понять, что нас ждет в будущем в перспективе 10­15­20 лет. Но мы смотрим не только на корпорации, есть еще большой блок колледжей и техникумов, на которые никто не обращал внимания лет 20. Вместе с Минтрудом мы открыли в 2016 году Базовый центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Мы смотрим дальше и планируем, что удастся запустить ряд проектов, благодаря которым российские дипломы о среднем образовании смогут котироваться на мировом уровне». И вот теперь им доверили школы.

 

О программе
«Билет в будущее»

На реализацию федерального проекта «Успех каждого региона» выделен один миллиард рублей. В рамках проекта школьники 6–11 классов смогут пройти профессиональные пробы и определиться с будущей профессией. Разработчики проекта уверяют, что отныне профориентация перестанет быть просто рассказами о профессиях, а начнет опираться на практику, реальные и актуальные потребности экономики, потому что помогать школьникам будут опытные наставники.

На первом этапе участники смогут пройти тесты на способности к разным профессиям на электронной платформе. Каждый школьник, участвующий в программе, пройдет обучение на онлайн-курсах и практику на производственных площадках.

В перечне различные компетенции, названные по­русски и на... странном языке, например: прототипирование, блокчейн, информационная безопасность, поварское, ювелирное дело, парикмахерское искусство, технологии моды и другие. Список их все расширяется. После прохождения профессиональных проб ребенок и его родители получат набор рекомендаций, и при поддержке наставника школьник сможет развиваться в выбранном направлении.

В роли наставников выступят специалисты ведущих площадок дополнительного образования: «Кванториумов» (автономная некоммерческая организация «Детский технопарк «Кванториум», организованная в 2016 г. для реализации новой модели дополнительного образования детей), образовательного центра «Сириус» (создан в 2014 г. в Сочи по инициативе Путина), движения WorldSkills Russia.

Авторы проекта на всех своих ресурсах обращаются к детям: «Раскрой свою суперсилу! Заходи. Регистрируйся. Сделай шаг к своей профессии! Какие специальности будут востребованы в будущем? В первую очередь, те, что находятся на стыке нескольких областей: веб-дизайн, инженерия космических систем, интернет вещей, проектирование нейроинтерфейсов, сити-фермерство, цифровая метрология». Очень круто! – скажет любой старшеклассник.

Но есть одно «но»: регистрировать детей для участия в проекте должны родители.

 

Что настораживает родителей

Абсолютное большинство тех, кто обсуждает тему в соцсетях, возмущается формой и глубиной регистрации на проекте. Нет никакой возможности анонимного прохождения тестирования. Логин ребенка прикрепляется к школе, со всеми его персональными данными – СНИЛС и прочими. Первый раздел первого опроса посвящен семье: с кем ты живешь? кто из ближних и дальних родственников с тобой живет вместе?

А дальше. Есть ли у вас в семье автомобиль, планшет личный, личный компьютер или компьютер один на всю семью? Разве это не вмешательство в личную жизнь?

«Расскажите ребенку, как не написать досье на самого себя, чтобы он не оказался билетом непонятно куда», – пишет одна из мам.

А сердцевина-то...

Кто-то из родителей не обращает внимания на обилие иностранных слов и название оператора проекта WorldSkills Russia – «мировые гибкие навыки Россия». И уж вовсе не стремится докопаться до сути проекта. Хотя в красивом яйце спрятана кощеева игла. Российские родители подавляют, оказывается, по разумению оператора, личность своего ребенка, они прям-таки навязывают ему свою волю, свой выбор профессии. Мы даже не раз об этом слышали от некоего Фонда Сороса и других зарубежных «доброжелателей», стремящихся «помочь» России. Якобы часто российские родители забывают, что у детей могут быть другие планы на будущее, заставляют их выбрать нелюбимую работу и делают несчастными на всю жизнь.

Вот что говорит директор департамента союза «Молодые профессионалы», руководитель проекта «Билет в будущее» Евгения Кожевникова: «Нужно дать возможность детям самоопределиться и пройти тестирование на нашей платформе, предлагаемой нашими партнерами. Роль родителя в самоопределении заключается в том, что он понимает психологию ребенка, его склонности и создает дополнительные условия для того, чтобы ребенок сам попробовал различные вариации профессий, различные навыки и виды деятельности. И тогда у ребенка сформируется собственное мнение. Мы, как органы государственной власти, должны создавать условия для возможности попробовать себя в той или иной профессии. Влияние, склонение к определенному выбору – это не самый правильный подход». 

Видите, как нам навязывают позицию: родители (конечно, имеем в виду ответственных, а не маргиналов) не должны влиять на выбор ребенка. И зачем его водить в музыкалку, на балет, в спортивные секции, где требуется учиться гораздо раньше, чем с 11 лет? 60 тестов, которые заполнит 11­летний человек в своем личном кабинете, позволят системе определить его интересы и подобрать подходящие практические мероприятия и рекомендации.

И еще добавим. Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев в своем докладе «О методических рекомендациях по реализации проекта «Билет в будущее» выразил мнение: «...есть риск, что на разных этапах проекта «Билет в будущее» и даже на разных шагах одного этапа будут использованы совершенно разные типологии профессий, что вызовет дезориентацию детей – по итогам прохождения тестирования они могут получить не тот перечень рекомендуемых профессий».

 

Первые впечатления

Все публикации о реализации проекта уже в нескольких регионах только в позитивном, хвалебном ключе. Известно, что в прошлом году на платформе проекта зарегистрировалось около миллиона ребят.

В этом учебном году в проекте впервые участвует Омская область. Сообщалось, что в течение двух дней, 19 и 20 августа, профессиональные пробы на трех образовательных площадках прошли свыше 60 омских учащихся 6–8­х классов из Омска, а также из трех районов региона: Омского, Азовского и Марьяновского. Свои двери для школьников распахнули аграрно-технологический, педагогический и торгово-экономический колледжи. Напомним, что из-за пандемии еще накануне 1 сентября под вопросом были и школьные линейки, и вообще работа школ. Но для такого проекта, наверное, сделали исключение. Школьники, интересующиеся поварским делом, освоили даже приготовление блюда с оригинальным названием «Фриттата с кранчем» и провели дегустацию (при сохранении масочного режима!).

Омский минобраз уверенно заявил, что до конца этого года участниками проекта «Билет в будущее» станут более 900 обучающихся омских школ.

Татьяна ЖУРАВОК.

 

 

 

Категория статьи