КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Александр Герцен

Александр ГерценВеликий Октябрь стал кульминацией долгой истории революционного движения в России. 25 октября 1917 года большевики разогнали Временное Правительство и Предпарламент, лишили власти буржуазию и основали первое в мире социалистическое государство. На следующий день, убедившись в окончательной победе восстания, Ленин огласил Декреты о мире и о земле. Последний, в частности, предусматривал социализацию крестьянских и помещичьих участков, то есть передачу их в руки волостных комитетов и Советов, а не государства. Так воплотились в жизнь идеи уже устаревшей на тот момент идеологии русского утопического социализма, основные положения которой в середине XIX века сформулировал Александр Иванович Герцен.

 

Как ни странно, человек, стоявший у истоков русского революционного движения, происходил из весьма знатного рода. Отцом Герцена был богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев – потомок Алексея Кобылы, от которого происходил дом Романовых. Мать философа не могла похвастаться такими же знаменитыми предками и к тому же была моложе Ивана Алексеевича на 29 лет. Чтобы избежать скандала, Яковлев не стал официально оформлять брак с 16-летней девочкой, а своему сыну дал выдуманную фамилию Герцен, происходящую от немецкого слова das Herz – сердце.

 

С самого детства мальчика окружали люди, желавшие кардинально изменить существовавший тогда порядок. Среди них, в частности, выделялись некий участник Великой Французской революции по фамилии Бушо и учитель русской словесности Протопопов, воспитавший в Герцене любовь к свободолюбивым стихам члена тайного революционного общества Рылеева и его идеологического соратника Пушкина. Восхищение юного дворянина их думами, одами и элегиями, а также драмами Шиллера разделял сын соседей Яковлевых Николай Огарев, которому в дальнейшем было суждено стать самым верным соратником философа. Мальчики быстро сдружились и проводили вместе почти все свое время

 

Впрочем, счастливые годы совместного восхищения поэтами и рассказов о подвигах Великой Французской революции закончились достаточно скоро. 14 декабря 1825 года в России началась эпоха цензуры и политических репрессий. Новый император Николай I, начавший свое царствование с подавления восстания декабристов, боялся нового выступления революционеров. Шестеро лидеров мятежников, в том числе Рылеев, были казнены. Тайные кружки разгромлены. Сам Герцен в своем философско-биографическом произведении «Былое и думы» позднее вспоминал о переменах, произошедший в России в последний месяц 1825-го: «А тут пошли аресты: "того-то взяли", "того-то схватили", "того-то привезли из деревни"; испуганные родители трепетали за детей… Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты».

 

Герцена и Огарева происходившее повергло в шок. Молодые люди были уверены, что Россия вступала в самый мрачный период своей истории. Воспитанные в духе вольнолюбия, они не могли смириться с царским деспотизмом и вседозволенностью жандармов. Однажды, стоя на Воробьевых горах и глядя на вечернюю Москву, юноши внезапно обнялись и поклялись друг другу прожить жизнь в борьбе за освобождение страны от тирании.

 

Эту ребяческую клятву Герцен исполнил с честью. Поступив в Московский университет, он собрал вокруг себя множество студентов, увлеченных революционными идеями. Члены кружка увлеченно изучали труды западных социалистов, самым выдающимся из которых считали Анри Сен-Симона, открыто приветствовали Июльскую революцию во Франции и антироссийское восстание в Польше. Вскоре студенты привлекли внимание руководства университета. В 1834 году Герцен и его товарищи были арестованы. К счастью, для них избрали достаточно гуманное наказание по тем временам. 23-хлетний основатель кружка в апреле 1835-го был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку. Только пять лет спустя молодому человеку разрешили вернуться в Москву.

 

Свободная жизнь, однако, продолжалась недолго. В июле 1841 года Герцена снова отправили в ссылку на год, на этот раз за критику работы полиции в одном из писем. Возвратившись оттуда, возмущенный репрессиями по поводу и без философ присоединился к революционному кружку Станкевича и Белинского. Там он присоединился к крылу «западников». Герцен был уверен, что распространявшиеся в Европе социалистические идеи могли бы стать спасением для отсталой крепостнической России. Поэтому неудивительно, что в 1837 году, почувствовав угрозу нового ареста, куда более тяжелого, чем предыдущие, философ принял решение скрыться именно в Европе.

 

Вскоре либералы-западники, считавшие Герцена своим товарищем, оказались неприятно поражены его «письмами из Франции и Италии», опубликованными в журнале «Отечественные записки». Эмигрант впервые открыто выступал не только против царской тирании, но и против буржуазной системы, которая была причиной деспотизма. Окончательно разочаровавшись в либерализме после жестокого подавления восстания рабочих в Париже в 1838 году, Герцен сблизился с анархистом Пьером-Жозефом Прудоном и вместе с ним начал издавать газету «Голос народа».

 

Через некоторое время философ на своей шкуре убедился, что европейские правители ничуть не демократичнее российского царя. В 1849 году президент Луи-Наполеон (будущий император Франции Наполеон III) начал жестокие гонения на оппозицию. Тогда же Николай I арестовал все имущество Герцена и заложил его в банк Джеймса Ротшильда. Гонимый теперь уже двумя тиранами, философ сбежал в Швейцарию, а оттуда в Италию, где познакомился с Джузеппе Гарибальди.

 

Тем временем по всей Европе набирали силу реакционные движения. В Германии, в Австрии и даже во Франции – на родине революции – народные выступления жестоко подавлялись. К власти повсеместно приходили консерваторы, без жалости расправлявшиеся с социалистами. Герцена эти события неприятно поразили. Анализируя их, он пришел к выводу, что в Европе у социализма нет будущего до тех пор, пока он не утвердится в крестьянской России. Философ писал, что в ходе русской революции крепостные должны получить не только свободу, но и принадлежавшую им по праву помещичью землю, причем без всякого выкупа. После этого государство обязано было предоставить крестьянским общинам независимое от местных властей самоуправление. По мнению Герцена, рано или поздно такое самоуправление распространилось бы не только на деревни, но и на города, а впоследствии и на всю страну. «Человек будущего в России – мужик, точно так же, как во Франции работник,» – так вкратце философ сформулировал главную мысль своей причудливой идеологии.

 

Вскоре эта философия пришла в Россию. Ее положения так или иначе формулировались в альманахе «Полярная звезда», который Герцен и Огарев начали издавать в Лондоне в 1855 году. На своей типографии старые друзья печатали запрещенные в России произведения, в том числе и свои собственные, и контрабандой доставляли их на Родину. Русские разночинцы были готовы на все, чтобы достать выпуски этого альманаха и газеты «Колокол», также выпускавшейся Герценом и Огаревым. В типографию стали поступать многочисленные письма от благодарных читателей. В какой-то момент их стало так много, что философы приняли решение издать на их основе целый сборник статей. Он получил название «Голоса из России».

 

Идеи, публиковавшиеся в «Полярной звезде», «Колоколе» и «Голосах» вдохновляли русских революционеров. Философия Герцена, несколько переработанная Чернышевским, стала основой для новой идеологии народничества. Ее последователи – многочисленные студенты и разночинцы ходили по деревням, убеждая нищих крестьян выступить против помещиков и отнять у них землю. Другие народники начали настоящую скрытую войну против российской монархии. Спустя всего лишь год после смерти Герцена от воспаления легких они раз и навсегда покончили с Александром II, который в ходе своей крестьянской реформы фактически оставил русских мужиков без земли и обрек деревню на постоянный голод.

 

К сожалению, единственным последствием убийства тирана стал разгром «Народной воли» – главной народнической организации тех лет. Царская полиция начала отыскивать революционеров по всем углам. Одной из ее жертв стал студент Александр Ильич Ульянов. Когда его брат Владимир узнал о смерти родственника, он, как некогда Герцен на Воробьевых, поклялся посвятить свою жизнь борьбе за освобождение России, которое и свершилось в конце Великого Октября 1917 года.