В работе XIX Съезда партии участвовал первый секретарь Омского обкома КПРФ Андрей Алехин, который вновь избран членом ЦК делегатами партийного форума.
– Андрей Анатольевич, каковы первые впечатления по итогам работы съезда?
– Не будет преувеличением сказать, что съезд был историческим. 208 делегатов, 500 гостей из России и разных стран мира свидетельствуют об этом. Съезд прошел в непростой обстановке: продолжаются военные действия в зоне СВО. Поэтому лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов, хотя и планировал уйти с поста председателя ЦК, принял, учитывая общеполитическую ситуацию, предложение товарищей не делать этого. Съезд поддержал такое решение единогласно.
На предыдущих съездах Геннадий Андреевич получал определенное количество «черных шаров». Сейчас этого не было.
– Партийный форум получил и международную поддержку?
– На съезде присутствовали и выступали с трибуны чрезвычайные и полномочные послы пяти стран: это Китай, Вьетнам, Куба, Лаос, КНДР. Выступали не от себя, не от партий, а от имени своих государств. Причем все, кроме нашего товарища из КНДР, говорили на русском, которым отлично владеют. Зато выступление чрезвычайного и полномочного посла КНДР было столь ярким, что зал встал. С нашей стороны это – знак уважения к нашим братьям по оружию. Воины КНДР воевали бок о бок с нами в Курской области.
– Причем не за интересы какой-то из российских политических группировок, а против западного империализма. Показательный факт: контингент войск КНДР помог вытеснить украинские войска с территории Курской области, выполняя союзнический долг, но западную границу области не пересек.
– 10 000 корейских солдат будут держать границу, что позволит высвободить российские части для решения других оперативных задач.
– Вернемся к съезду.
– Как ни странно, его посетил Сергей Кириенко – первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ. Меня во многом удивило его выступление своей лояльностью. Он зачитал телеграмму от Президента России. Текст был очень корректен, отмечены все положительные моменты работы фракции КПРФ в Государственной думе. Затем Кириенко выступил от себя, пел гимн вместе со всеми. Ощущение было такое, как будто мы побывали в Советском Союзе. (Улыбается.)
Кириенко увидел, как мы почтили память тех, кто ушел от нас в последние годы, в том числе память 150 членов партии, погибших на фронте. Увидел, как принимаем в ряды КПРФ молодых ребят, многие из которых вернулись из зоны СВО. Может, в его сознании после этого хоть что-то изменится. Впрочем, иллюзий не строю.
– Особенно если учитывать политику по шельмованию и ослаблению КПРФ, проводимую Администрацией президента и тем же г-ном Кириенко. Включая создание партий– симулякров, предназначенных для того, чтобы оттянуть часть голосов избирателей. Это и «Новые люди», и «Коммунисты России», и ЛДПР, которую пытаются сделать видимостью главной оппозиционной силы, отодвинув реальную оппозицию – КПРФ. Однако – снова к съезду.
– Важным организационным моментом стало решение об изменении названия партии.
– С чем это связано?
– Как раз с тем, чтобы люди не ошибались при голосовании.Приведу пример. «Коммунисты России». У них похожая эмблема, похожее название. Это ярко продемонстрировали итоги последних выборов в Госдуму и Законодательное собрание Омской области. В избирательных бюллетенях на думских выборах название КПРФ было на первом месте, и люди не ошибались при выборе. А в бюллетенях на выборах в Законодательное собрание на первое место облизбирком поместил «Коммунистов России». Наглядный вышел показатель: на думских выборах «Коммунисты России» набрали меньше одного процента, а в Законодательное собрание – 10%. Украли наши голоса. Чтобы этого не происходило, на съезде принято решение изменить название. Теперь в бюллетенях будет значиться: «КПРФ – политическая партия Коммунистическая партия Российской Федерации». Раньше нам не разрешали представляться полным названием.
– В бюллетенях стояла просто аббревиатура – КПРФ без расшифровки.
– Теперь власти будут обязаны давать полное название. Правда, регистрация изменений в Минюсте – дело не одного дня, процесс займет три – четыре месяца. Но ожидаем, что на выборах в Госдуму и Заксобрание в 2026 г. в бюллетени будут внесены изменения.
– Сегодня обсуждается и требование пересмотреть пресловутый доклад Хрущева на ХХ Съезде КПСС с разоблачением «культа личности».
– Первоначально в повестке дня этого вопроса не было. В процессе съезда слово предоставили Дмитрию Георгиевичу Новикову, который выступил от имени Президиума ЦК с резолюцией: признать ошибочными оценки Хрущевым личности и работы Иосифа Виссарионовича Сталина. Долго к этому шли. Надо было, на мой взгляд, еще при Леониде Ильиче Брежневе дать такую оценку. Считаю, это правильная резолюция. Оценка Хрущева была предвзятой.
– Съезд принял решение о создании новой структуры – Высшего Совета партии?
– Это предложение Геннадия Андреевича вызвало достаточно серьезный спор, но в итоге принято съездом. Смысл такой. Геннадий Андреевич привел пример Китая в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Политическое руководство в Пекине тогда проявило нерешительность. И ключевые решения приняли несколько авторитетных руководителей КПК – своего рода Высший Совет партии, что позволило уберечь страну от буржуазного переворота, инспирированного западными спецслужбами. Можно также привести в пример августовские события 1991 г. в СССР, когда победившие «либеральные демократы» запретили КПСС. Тогда группа авторитетных партийных руководителей, среди которых были Валентин Александрович Купцов и Геннадий Андреевич Зюганов, смогла фактически преодолеть запрет и создать Коммунистическую партию Российской Федерации. Сегодня политические события могут пойти по любому руслу. Идут военные действия, возможны разного рода политические изменения. Поэтому партии нужна группа авторитетных политиков, которые могут принять решение в острый момент. Такие решения будут носить рекомендательный характер. Окончательный вердикт остается за пленумом ЦК или съездом КПРФ. Но Высший Совет должен обладать правом внеочередного созыва съезда.
– Решение по лицам, которые войдут в Совет, уже принято?
– Пока нет. Создание Высшего Совета требует внесения изменений в партийный Устав и согласований с органами юстиции. Предполагается, что в него войдут наиболее уважаемые известные члены партии. Причем не только члены КПРФ, но и беспартийные. Геннадий Андреевич привел в пример Олега Смолина и Светлану Савицкую, которые являются членами фракции КПРФ в Госдуме. Они не состоят в партии, но сделали для нее очень много. От Омской областной парторганизации планируем рекомендовать в Высший Совет Александра Алексеевича Кравца, который долгие годы возглавлял Обком КПРФ, обладает огромным уважением в рядах партии, а на съезде избран в члены ЦК.
Владимир Пушилин.