КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Университет учится и… сражается

Медицинская наука в минувшем году оказалась на передовой, в борьбу с пандемией включились даже преподаватели и студенты медицинских высших учебных заведений. Не остался в стороне и Омский государственный медицинский университет, отметивший 100­летие.

Постановлением Сибревкома в ноябре 1920 г. было создано медицинское отделение при Сибирском зооветеринарном институте. Но уже в 1924 г. оно получило, как мы говорим сегодня, статус медицинского института. Сформировался целый ряд научных школ.  В 1971 г. вуз награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 г. ему присвоили статус медицинской академии, а в марте 2015 г. академия стала университетом.

Ныне это один из ведущих вузов Сибири. Ежегодный выпуск – свыше 8,5 тысячи врачей.

Чтобы студент стал настоящим врачом

Рассказывает ректор ОмГМУ, доктор медицинских наук, профессор Мария Анатольевна Ливзан:

– Жизнь и наука ставят все более жесткие и высокие требования, и сегодня врач должен обладать значительным объемом современных компетенций, не утратив при этом и те, что всегда были свойственны хорошему врачу – такие как милосердие, умение общаться с пациентом. В нашу жизнь уже вошли и цифровизация, и высокотехнологичные методы. Появились новые специальности, например рентгеноэндоваскулярная хирургия, которая дает возможность хирургического вмешательства на сосудах.

В 2013 г. открыт мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, оснащенный высококачественным оборудованием ведущих отечественных и зарубежных производителей. Здесь под руководством преподавателей на современных манекенах студенты отрабатывают различные сценарии операций, получая и закрепляя необходимые навыки. Четыре года назад создана научная лаборатория стоматологического факультета. 

При наборе абитуриентов большое значение имеют базовые знания. Средний балл ЕГЭ ребят, зачисленных в этом году на бюджетные места, составил 82,76, причем большинство первокурсников имеют четкую мотивацию. Учеба в вузе – период важный и ответственный, но чтобы из начинающего врача получился прекрасный специалист, нужно учиться всю жизнь, осваивать новое, и не растерять на этом пути душевных качеств. Когда-то в XIX веке профессор С.П. Боткин говорил: если после беседы с врачом пациенту не стало легче, значит, это плохой врач.

В советское время чтобы стать врачом и самостоятельно принимать решения в лечении пациентов, надо было пройти интернатуру, ординатуру и при желании – окончить аспирантуру. Это тот путь, который прошли я и мои однокашники. Теперь же после шести лет обучения наш выпускник может работать участковым терапевтом или педиатром, стоматологом общей практики. Многие люди сомневаются в компетенции такого специалиста. И напрасно: выпускник проходит аккредитацию, его не только тестируют на знание теории, но и проверяют навыки на максимально реалистичных симуляторах-тренажерах, причем этот серьезный экзамен проводит работодатель, заинтересованный в хорошей подготовке специалиста.

Жизнь постоянно ставит нас перед новыми вызовами, и мы должны отвечать на эти вызовы времени. Случилась пандемия, а с ней и проверка возможностей адаптации системы здравоохранения к такой ситуации. Резко возросла потребность в инфекционистах. Наши преподаватели сегодня вовлечены в работу единого консультационного центра и, конечно, они транслируют новые знания студентам, которые проходят свою практику, участвуя в борьбе с коронавирусом, и мы уверены, что этот опыт им пригодится.

Рискуют, но делают доброе дело

Проректор по медицинской деятельности и региональному здравоохранению, доктор медицинских наук, профессор Николай Анатольевич Николаев:

– Когда 17 марта нам сообщили, что в Омске открывается Единый консультационный центр по коронавирусу, наши студенты сказали: «Хотим помогать!». И в вузе был создан штаб. Все ординаторы, за исключением заболевших, работают в медицинских учреждениях, преподаватели клинических кафедр оказывают практическую  помощь. Более 700 студентов на добровольной основе работают в трех направлениях: амбулаторно-поликлиническом (термометрия, контроль над масочным режимом); в поликлинических колл-центрах (100 человек в качестве операторов и консультантов); на доставке лекарственных средств ковидным больным, которых обслуживает поликлиника №1 ГКБ имени А.Н. Кабанова.

В объединенном колл-центре правительства области, Мин­здрава и Роспотребнадзора круглосуточно заняты 50 наших волонтеров. Они принимают звонки по единому федеральному номеру 122, на который замкнуты все службы неотложной помощи. Ребята работают посменно, включая выходные, и обеспечивают оперативное консультирование, а при необходимости передают вызов на подстанцию скорой помощи.

Студенты пятых – шестых курсов заняты в кабинетах доврачебного приема и как помощники работают вместе с участковыми терапевтами – ведут документацию, измеряют АД и температуру, по желанию они могут ходить и на вызовы.

Наука не стоит на месте

Проректор по научно-исследовательской работе, доктор медицинских наук, профессор Андрей Валерьевич Писклаков:

– В нашем университете работает более 120 профессоров, 335 кандидатов медицинских наук. Наука и медицинская практика связаны воедино, поэтому преподаватели занимаются и научной, и практической деятельностью. Научно-инновационные проекты часто становятся победителями на всероссийских конкурсах. Ученые вуза получают патенты на лечение, свидетельства, гранты.

При университете с 2013 г. ведет деятельность научное общество молодых ученых и студентов. При кафедрах успешно действует 64 научных кружка. Материально-техническое обеспечение организовано при клинических больницах Омска и в корпусах вуза.

ОмГМУ гордится выдающимися учеными, чьи имена неразрывно связаны с его историей. Омичам хорошо известно имя основателя школы педиатров В.П. Бисяриной. Основатель омской школы хирургов Л.В. Полуэктов 23 года работал ректором. Заслуженный деятель науки РФ А.С. Зиновьев, более 20 лет заведовавший  кафедрой патанатомии, был членом-корреспондентом РАМН.

Традиции продолжаются. Назову лишь несколько примеров. Сформировались сильные научные терапевтические школы – одна под руководством профессора М.А. Ливзан, а другая под руководством профессора Г.И. Нечаевой. Основателем мощной научной школы патофизиологов стал профессор В.Т. Долгих, сейчас он работает в Москве, а его дело подхватила и продолжает его ученица, профессор О.В. Корпачева.

В октябре в Омской области завершилась подготовительная работа по созданию научно-образовательного центра мирового уровня. Новая структура будет представлять собой кооперацию вузов с предприятиями. Нашему университету, наряду с политехническим, классическим и аграрным университетами, научными и промышленными организациями, было предложено подать на конкурсной основе свои проекты. Под руководством специалистов «Сколково» были отобраны 30 наиболее перспективных проектов. В это число попали целых четыре наших проекта: проект научной школы патологоанатомов под руководством профессора А.В. Кононова; проект школы акушеров-гинекологов (руководитель профессор С.В. Баринов), разработанный совместно с омским филиалом Новосибирского института катализа; два проекта стоматологов под руководством профессора Г.И. Скрипкиной. 

Никто не ожидал, что 100-летие alma mater мы будем отмечать в таких условиях. Пандемия  внесла свои коррективы. 68-ю научную конференцию провели в режиме онлайн. Награждение преподавателей, студентов, волонтеров состоялось в малых группах, с соблюдением мер безопасности, вручены нагрудные знаки «Отличник здравоохранения Омской области» и медали «За заслуги в области здравоохранения» минздрава Омской области, почетные грамоты и благодарственные письма. А торжественное заседание ученого совета пока отложено.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи