КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Мусорная реформа: доходы не пахнут

23.12 12:00

В результате «мусорной» реформы в Омске открылась блестящая возможность для криминально-коррупционной наживы. Недавно омские СМИ сообщили, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ отказало Омской области во включении в перечень объектов, которые в особом, упрощенном порядке можно использовать для накопления бытового мусора до 2023 года – Кировского и Ленинского мусорных полигонов. Точнее, так называемых полигонов, поскольку ни Кировская, ни Ленинская, ни Надеждинская свалки полигонами не являются и никогда ими не были.

Полигон – это строительное сооружение, которое не позволяет рассолам от свалок попадать в грунтовые воды, а свалочным газам – метану, сероводороду и др. – в атмосферу. На полигоне все рассолы через дренажную систему должны уходить в пруды-накопители и затем утилизироваться, а вредные газы – сжигаться. У нас в Омской области такого рода объектов нет. И это имеет прямое отношение к тому, что Омск входит в пятерку самых экологически грязных городов страны.

В ходе подготовки к реформированию деятельности по очистке окружающей среды от вредных выбросов чиновники области и города должны были создать единую территориальную схему обращения с отходами, предусматривающую их накопление, переработку, временное хранение и последующее захоронение на полигонах. С учетом всех требований нового природоохранного законодательства. Но омские чиновники, не мудрствуя лукаво, в 2015 году попытались включить в разрабатываемую схему Кировскую и Ленинскую свалки как полигоны.

Но уже в то время помешала областная прокуратура. Прокуроры в суде доказали, что возникшие в 50-х годах прошлого века свалки не отвечают санитарным и строительным требованиям, негативно сказываются на экологической безопасности города и подлежали рекультивации с середины 90-х годов. Несмотря на отчаянное сопротивление юристов мэрии, суд утвердил решение о снятии участков под этими «полигонами» с кадастрового учета. Никакой иной деятельности, кроме рекультивации и последующего захоронения накопившихся отходов, по решению суда там не должно быть. 

Казалось бы, все – суд поставил точку еще в 2015 году. Однако с приходом команды Александра Буркова история опять пошла по кругу. В качестве регионального оператора у нас появилась странная и чрезвычайно мутная компания «Магнит», которую привели в Омск екатеринбургские депутаты и аффилированные с ними физические и юридические лица, и перед ней сразу открылась зеленая улица.

Чтобы обойти решение суда, чиновники департамента имущественных отношений мэрии (как поговаривают, под патронажем нынешнего вице-мэра О. Зарембы) придумали примитивную комбинацию. Просто раздробили участки Кировской и Ленинской свалок – каждый на три. В результате прежние кадастровые номера ушли с учета как «архивные». А в аренду «Магниту» были сданы как бы другие участки с новыми кадастровыми номерами, хотя по факту это те же самые свалки...

Но неужели чиновники омского управления госрегистрации и кадастра, не знали, что есть судебное решение, что регистрировать часть территорий свалок как новые участки и что-либо делать на них нельзя? Ведь эту комбинацию можно квалифицировать как превышение должностных полномочий, халатность, мошенничество и т.п. Однако сотрудники правоохранительных и надзорных органов тоже, видимо, ничего «не заметили» противоправного. И… не замечают до сих пор.

Мало того, изобретательные чиновники еще нашли лазейку в законодательстве, якобы позволяющую в исключительных случаях эксплуатировать подобные свалки до 2023 года. Но прогадали – не прошло. В Москве не получилось. Видимо, не «доложили», как зачастую принято в наше время.

И последние годы мусор вновь вывозится на закрытые по решению суда Кировскую и Ленинскую свалки и даже на Надеждинскую, которая также исключена из государственного кадастра, что автоматически означает запрет на ее использование. Полагаю, что там же, на незаконных свалках, оказываются особо опасные медицинские отходы, например, из ковидных больниц, поскольку никто в городе не следит надлежащим образом за их переработкой и утилизацией.

Ядовитые стоки по-прежнему уходят в грунтовые воды и вливаются в Иртыш. Токсичные газы как отравляли атмосферу города, так и отравляют, а сами свалки продолжают гореть, поскольку продукты гниения всегда горят при высоких летних температурах. От того, что свалки новыми пришлыми чиновниками теперь благозвучно называются площадками для временного накопления отходов, ничего для жителей Омска не изменилось.

Между тем даже к временным объектам такого рода законодатель предъявляет жесткие экологические и административные требования. Скажем, там должна быть гидроизоляция. Технологии, исключающие попадание свалочных рассолов в почву, давно в мире известны и хорошо отработаны. Причем стоят они не очень дорого. Но единый оператор по обращению с ТКО – ООО «Магнит» – в Омске даже не собирается ничего делать в этом направлении.

Законодательно определены и максимальные сроки хранения мусора на площадках временного накопления – не более одиннадцати месяцев. Например, то, что складировалось на Кировской и Ленинской свалках, нужно вывозить на полигон с первого апреля нынешнего года. А куда, если земли под полигоны у нас до сих пор не отведены, общественные слушания не проводились. Чиновники министра Лобова полностью провалили эту работу.

По сути, из шести положенных по закону переделов, связанных с обращением отходов, региональный оператор осуществляет только сбор и транспортировку мусора. Все остальное – имитация деятельности или пустая публичная болтовня.

В чем региональный оператор под патронажем чиновников команды Александра Буркова на самом деле продемонстрировал высочайшую эффективность, так это в формировании возможностей по отъему денег у граждан. С приходом «Магнита» стоимость вывоза мусора взметнулась в разы. Учитывая, что город миллионный, площадка для накопления и «распила» денег получилась замечательная.

На завышенный в два раза в Омске мусорный тариф дважды вынужден был публично обратить внимание Владимир Путин. Аппетиты регионального оператора пытался умерить ныне уже уволенный руководитель ФАС Артемьев. Но тариф каким был, таким и остается. Монополист продолжает опустошать карманы граждан и бизнеса.

К примеру, если раньше предприятие могло купить талон и вывезти на свалку тонну мусора (ТБО) по 460 рублей за тонну, то у «Магнита» эта тонна стала стоить 5700 рублей. Абсурд, но получается, что мусор теперь выгоднее возить куда-нибудь на московский полигон, чем на Ленинскую свалку. Однако, региональному оператору все равно кажется, что ему недоплачивают, и он, будучи монополистом, требует использование виртуального якобы расчетного метода начисления платежей. Это еще в разы увеличивает платежи предпринимателей за самовывоз ТБО. Вот такая реальная «поддержка» бизнеса чиновниками команды Буркова в условиях кризиса.

Проблема и в том, что в Омской области физически не образуется 1,1 миллиона тонн твердых бытовых отходов и твердых коммунальных отходов в год. Цифра была внесена в схему обращения с ТКО чиновниками минприроды Омской области исходя из нормы накопления одним человеком 2,1 куб. метра в год. В г. Екатеринбурге эта норма 0,92 куб. метра! В г. Красноярске 0,84 куб. метра на человека в год. Именно поэтому Артемьев дважды докладывал В. Путину о завышении тарифа в Омске.

Реально ТБО и ТКО в Омске образуется как минимум вдвое меньше. Остальное – приписки. В советское время подобные действия наказывались в уголовном порядке даже жестче, чем прямое воровство. Здесь то же самое. Речь идет о незаконном и неосновательном обогащении и получении денег за неоказанные услуги.

Монополисты любят оперировать термином «экономически обоснованный тариф». А когда начинаешь предметно разбираться, что они туда «загоняют», просто оторопь берет. Как руководство ООО «Магнит» может обосновать и вписать в тариф на вывоз мусора за четыре года 18,7 миллиарда рублей! При этом, согласно лицензии, оказывая нам, омичам, услугу по сбору и транспортировке отходов 4 класса опасности в границах Ленинской свалки. Все остальное, что его сотрудники делают и пишут, незаконно.

Перечень затрат на вывоз ТБО, которым, по сути, и занимается региональный оператор, известен и весьма ограничен. Это оплата труда, стоимость топлива, лизинг машин, пусть даже по бешеной цене. Плюс аренда, налоги, еще какие-то накладные расходы. Как ни старайся, получится лишь малая часть от заложенных в тариф 18,7 миллиарда. Сумма-то астрономическая. Компаниям, которые раньше работали на этом рынке и оказывали те же самые услуги, она и не снилась. А куда направляется львиная доля сформированных «Магнитом» денежных потоков – тайна, покрытая мраком. Странно, но это не интересно не только силовикам, но Управлению ФНС.

На мой взгляд, очевидно одно. Вместо мусорной реформы у нас появилась очередная сфера для криминально-коррупционной наживы. И создана она усилиями чиновников бурковской команды – Лобова, Заева, Ушакова, Зарембы. Причем вся эта «реформаторская деятельность» сопровождалась целым шлейфом грубейших нарушений норм действующего законодательства. Здесь и неисполнение решения суда, и уничтожение конкуренции, работа регионального оператора без лицензии, искусственное создание базы для незаконного формирования доходов, игнорирование предписанных законодателем экологических норм…

Естественно, возникает вопрос: почему за явными нарушениями закона безучастно наблюдали и наблюдают сотрудники правоохранительных и надзорных органов власти? Куда смотрели и смотрят Росприроднадзор, природоохранная прокуратура – далее по списку? Должны же облеченные государственными полномочиями должностные лица выполнять свои служебные обязанности. Ведь затевалась-то мусорная реформа в стране вовсе не с целью изъятия максимального количества денег из карманов граждан. Ставилась задача уменьшения объемов образуемых отходов, сделать чище наши города и поселки, снизить нагрузку на экологию, смягчить факторы, негативно влияющие на здоровье людей. И, наконец, обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Увы, приходится с горечью констатировать: в Омске реформа жизненно важной для мегаполиса сферы проводится так, что из нее выпадает как раз то, ради чего она, собственно, и предназначалась.

 

Сергей МИЗЯ, директор ООО «Коминформ».