КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Омичи задолжали за жилье по договорам социального найма.

Специалисты Городского жилищного центра разослали уведомления о необходимости погашения долгов на сумму свыше 13 млн рублей. Также информация о задолженности присутствует и в ежемесячных квитанциях об оплате за социальный найм. В первую очередь уведомления рассылаются тем, у кого задолженность более трех месяцев и сумма долга превышает 1 285 рублей.

В случае если в течение месяца после получения уведомлений долги не будут погашены, специалисты ГЖЦ обещают обратиться в суд за взысканием денежных средств в принудительном порядке. Иначе говоря, квартиросъемщиков будет ждать встреча с судебными приставами, арест счетов, имущества и прочие прелести. Помочь гражданам мэрия не обещает. Но советует, чтобы не доводить до крайних мер, обратиться по вопросам начисления и оплаты задолженности в Городской жилищный центр (телефон 27–72–24).

В Городском жилищном центре не расскажут, но полезно знать: до 1 января 2021 года правительство России запретило коммунальщикам, РСО и операторам ТКО приостанавливать оказание коммунальных услуг при неполной оплате собственниками этих услуг. То есть если оплатить долги частично, РСО и ЖКХ по-прежнему должны оказывать услуги.

Упразднили Роспечать
и Россвязь

Президент России подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федерального агентства связи (Россвязь).

Соответствующий указ опубликован на сайте Кремля в пятницу, 20 ноября. Функции упраздненных агентств переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Оно становится правопреемником агентств, в том числе и по судебным обязательствам. Данное решение призвано сократить административные барьеры и оптимизировать полномочия федеральных органов исполнительной власти. На ликвидацию организаций отведено шесть месяцев. Федеральным агентством связи руководит Олег Духовницкий. Глава Роспечати – Михаил Сеславинский.

В серой зоне

Условия для процветания теневых отношений в госсекторе создало само государство

Не так давно Счетная палата произвела проверку, которая позволила оценить, как государство управляет подконтрольными ему акционерными обществами и федеральными унитарными предприятиями. И первый же вывод, сделанный аудиторами, шокирует: достоверной информации даже о количестве таких предприятий не существует!

 

ДАННЫЕ Росимущества, Росстата и ФНС на сей счет не совпадают, причем речь идет не о каких-то мелких расхождениях – разница исчисляется сотнями субъектов экономической деятельности. Удивительная ситуация. Ведь сегодня мы живем в цифровом мире, налоговики хвастаются, что могут отследить любой чек в любом кафе и узнать, кто, сколько и за что заплатил, а тут три ведомства не могут сосчитать количество компаний, в управлении которых принимает участие государство.

По сути, это означает, что реально оно своим огромным состоянием не управляет. Эффективность управленческих усилий чиновников не оценивается. Размер вознаграждения топ-менеджеров предприятий не зависит от экономических результатов. Дивиденды государству, по сути, приносят только два десятка АО, а 500 компаний в 2017–2019 годах не перечислили в бюджет ничего. И вообще, более 90 процентов подконтрольных государству обществ фактически находятся в серой зоне.

Объяснение здесь может быть только одно. В прозрачности кровно не заинтересованы менеджмент компаний и чиновники, входящие в органы управления.

 

ВЫВОДЫ аудиторов Счетной палаты легко можно проиллюстрировать примерами из нашего региона. Скажем, при губернаторе Викторе Назарове совет директоров АО «Омскоблводопровод» состоял сплошь из чиновников и возглавлял его первый вице-губернатор Станислав Гребенщиков. Предприятие хронически убыточное. Для поддержания его на плаву была придумана простенькая схема. Общество эмитирует обыкновенные акции, регистрируется проспект эмиссии, и после того как председатель совета директоров Станислав Гребенщиков подписывает документы, министр имущественных отношений области Соболев, член совета директоров общества, эти так называемые ценные бумаги быстренько покупает. То есть за реальные деньги область приобретала заведомо мусорные акции, которые даже не пытался никто оценить.

Собственно, они и не могли иметь положительной стоимости, ибо предприятие – банкрот. В АО просто закачивали бюджетные деньги, и за несколько лет таким образом накачали почти миллиард рублей. Здесь нарушение законов об акционерных обществах и о раскрытии информации АО, и превышение, и злоупотребление – все, что угодно, можно было выбирать с десяток статей УК РФ. Увы, защитить интересы государства оказалось некому.

Не менее интересный вопрос, как тратились льющиеся из бюджета деньги. К примеру, после подписания очередного проспекта эмиссии на 130 млн рублей акционерное общество провело фиктивный тендер с двумя аффилированными структурами, принадлежащими местному олигарху, и закупило пластиковые трубы, фитинги и т. д. По цене вдвое выше рыночной. То есть половина поступивших из казны денег была сразу же «освоена».

Первый вице-губернатор Станислав Гребенщиков возглавлял совет директоров еще одного областного предприятия – АО «Омская топливная компания». Там тоже провели дополнительную эмиссию акций, и приобретателем ценных бумаг тоже стало министерство имущественных отношений области. На 50 млн рублей. Опять-таки без всякой оценки и конкурсов.

Кстати, в отличие от глубоко убыточного Омскоблводопровода, это общество было прибыльным. Но и в том, и в другом случае в коммерческие структуры закачивались бюджетные средства. И результат одинаковый. Под неусыпным контролем высокопоставленных чиновников Топливная компания доведена до полубанкротного состояния, ее руководители, Виктор Агарков и Медведев, угодили в тюрьму, а деньги налогоплательщиков вновь бесследно растворились в мути «теневого чиновничьего бизнеса».

ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ история приключилась и с муниципальным предприятием «Омскэлектро», совет директоров которого возглавляла вице-мэр Инна Парыгина. Об эффективности управления городским активом можно судить хотя бы по миллиардному долгу, который у акционерного общества образовался перед МРСК-Сибири. На протяжении целого ряда лет развивалась подковерная интрига на предмет того, кто пытается завладеть «лакомым куском», а по факту, все это время предприятие являлось просто кормушкой для отдельных чиновников и их крышевателей-силовиков.

Закончилось все тем, что область передала муниципалитету построенную за бюджетные деньги кабельные линии, мэрия по странной схеме (видимо, криминальной) передала их частной компании, а та погасила полученным активом долг перед другой частной компанией – МРСК Сибири. Но и здесь алчность взяла верх, сотрудники оценила линию в 700 млн рублей и включили всю сумму в тариф в качестве инвестиционной составляющей. Комбинация замечательная. Получилось, что омские налогоплательщики сначала оплатили строительство этой самой линии, а потом их через тариф на электроэнергию заставили заплатить за нее еще один раз...

МОЖНО было бы, наверное, не вспоминать о делах дней минувших, если бы команда губернатора Александра Буркова не продолжила наступать на те же самые грабли. Прошлой осенью у нас вдруг создается АО «Зерно Сибири» с уставным капиталом 560 млн рублей, куда «загоняется» 285 млн бюджетных средств. А половину акций чиновники-бизнесмены начали практически навязывать сельхозпроизводителям. Но насильно мил не будешь, и лишь немногие согласились стать акционерами общества-маргинала.

К тому же рынок транспортировки зерна сложился, нормально работает, а идея использования Северного морского пути, возведения элеватора в Сабетте, перекапывания русла Иртыша, строительства барж и т. д. не выдерживает даже малейшей критики. Намерение сделать «Зерно Сибири» единственным в регионе предприятием-экспортером продукции растениеводства, публично продекларированное министром сельского хозяйства области Николаем Дрофой, вызывает еще больше вопросов... Впрочем, разговоры об использовании Северного морского пути как-то утихли, перекапывать русло Иртыша, вроде бы, тоже никто пока не планирует, а созданная чиновниками логистическая компания, как сообщили недавно СМИ, вместо барж закупает обычные грузовые машины. Никакой другой информации о реальной деятельности компании «Зерно Сибири» в публичном пространстве нет.

Зато есть уже уголовное дело о хищении в ее недрах 43 млн рублей. Руководство АО заменили, но главная проблема, на мой взгляд, заключается вовсе не в персоналиях. Проект бессмысленный с экономической точки зрения и чрезвычайно емкий с точки зрения коррупционной составляющей. Пустая трата бюджетных денег или, вероятно, растрата и хищение. И украдены там не 43 миллиона, а по сути все 285 миллионов рублей, направленные из областного бюджета в уставный фонд частной коммерческой структуры.

 

САМОЕ печальное, что реального управления и контроля со стороны государства нет даже на предприятиях, имеющих стратегическое значение. Возьмем в качестве иллюстрации наш электромеханический завод, который сейчас называется АО «Сибирские приборы и системы». Когда-то это было одно из самых передовых предприятий страны. Здесь делались уникальные вещи для военного и гражданского космоса. Увы, все в прошлом.

Маленький, но весьма красноречивый пример. АО «СПС» получила от головной структуры – АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева – заказ на создание электрического привода для спутников на базе современных технологий. Чрезвычайно актуальная проблема, поскольку западные страны России такие технологии не продают.

АО «СПС» фактически транслировало это техническое задание малому инновационному предприятию «Микроприбор», которое сделало действующий полноразмерный макет привода, и он успешно прошел испытания. Макет вместе со всей документацией на изготовление опытного образца передали акционерному обществу. После чего его управленцы закрыли сотрудникам малого предприятия допуск на завод и отказались платить за выполненную работу. Получив чертежи и «железо», они решили, что все это теперь их, и исполнившую контракт «мелочь» можно просто «кинуть».

«Микроприбор» подал иск в арбитражный суд, и после длительных разбирательств часть денег ему все-таки заплатили. А СПС, имея на руках чертежи и готовую вновь созданную российскую технологию, изготовить опытный образец так и не смогло. Просто не нашлось специалистов нужной квалификации. Чтобы как-то отчитаться перед головной организацией за десятки миллионов рублей, выделенные на эту тему, менеджеры акционерного общества перемаркировали детали и выдали макет малого предприятия за собственный опытный образец.

Налицо признаки мошенничества, не говоря уже о растрате государственных средств. Но главное все же в другом. Ведь отвечающего современным требованиям привода для спутников как не было, так и нет. АО «Сибирские приборы и системы» уже, видимо, не способно производить что-либо выдающееся и, по сути, влачит сегодня жалкое существование. А вот о его бессменном генеральном директоре Геннадии Еремееве и его сыне такого не скажешь... Благосостояние российских управленцев, как правило, не зависит от состояния завода-кормильца. Зависимость здесь, часто, обратно пропорциональная.

Результаты проверки Счетной палаты свидетельствуют о том, что ситуации, когда госпредприятия превращаются в кормушки для менеджеров, являются не столько исключением, сколько правилом. Сопоставим две цифры из отчета аудиторов. С одной стороны, доля госсектора в российской экономике составляет 40–50 процентов, а с другой 90 процентов компаний с государственным участием находятся в серой зоне. О каких прорывах можно вести речь с такими подходами к управлению государственной собственностью?

 

А ВЕДЬ есть еще частные компании, с которыми государство тесно взаимодействует. И, чтобы минимизировать риски, нужно понимать, с кем оно имеет дело. Исполнители госконтрактов не должны представлять собой черный ящик для системы государственного управления и граждан.

Но загляните, например, в отчетность омского завода АО «Релеро», занимающееся выпуском монопродукции оборонного и специального назначения, которое недавно превратилось из открытого акционерного общества в закрытое. Публикуется она безобразно, с грубыми нарушениями законодательства. Можно сказать, в публичных отчетах общества сам черт ногу сломит. В последнем отчете куда-то пропали собственники 30 процентов акций, а из реестра исчезли такие крупные акционеры, как Татьяна Ушакова и Иван Поляков. Продали свои акции? Их в числе собственников уже нет? Неизвестно.

Массу вопросов вызывает баланс предприятия, который составляет 14 млрд рублей при выручке порядка 6 млрд. Дебиторка в несколько миллиардов и столь же огромная кредиторка. Какие-то, видимо, странные и мутные финансовые комбинации с Международной корпорацией развития, с которой оборонное предприятие связано перекрестными отношениями собственности…

Между тем в последнее время в акционерном обществе произошло серьезное укрепление кадрового состава. Туда пришли сразу целых два бывших вице-губернатора. Владимир Компанейщиков стал заместителем генерального директора по развитию креативных технологий, а Игорь Бондарев – замом по привлечению инвестиций.

Что такое креативные технологии, понять не просто, а вот насчет инвестиций хорошо известно, что первым шагом к их привлечению обычно является повышение прозрачности компании. Ни один нормальный инвестор с «черным ящиком» дела иметь не будет. Но с приходом Бондарева никакого повышения прозрачности не наблюдается. Скорее наоборот.

Привлекая к управлению генерала ФСБ, акционеры, видимо, рассчитывали на то, что с его помощью удастся увеличить объемы госзаказа. Однако в прошлом году, по публичной информации, был заключен только один государственный контракт на 180 млн рублей. И будущее акционерного общества представляется отнюдь не безоблачным. Ведь оно тоже фактически находится в серой зоне.

 

ПОЛУЧАЕТСЯ парадоксальная вещь. С одной стороны, государство прилагает титанические усилия, чтоб вывести из тени малый бизнес и даже самозанятых граждан, а с другой – создает комфортные условия для процветания теневых отношений в целых сегментах экономики. Прежде всего, в государственном секторе, которым оно же и управляет. Точнее, считается, что управляет, потому что на самом деле там очень часто доминируют личные интересы самих управляющих, которые далеко не совпадают с интересами государства. Зато все издержки и убытки оно исправно берет на себя.

Сергей МИЗЯ,

директор ООО «Коминформ».

 

 

Категория статьи