«Коммросс» матерился на заседании комиссии по этике, но обещал, что больше не будет
Недавно в Законодательном Собрании Омской области состоялось заседание комиссии по депутатской этике. Рассматривалось обращение группы граждан на действие депутата Законодательного Собрания Казанина В.Б.
Для начала стоит процитировать само обращение:
«...[Казанин] регулярно использует нецензурную и матерную речь в своих видео на своей официальной странице в социальной сети «Вконтакте»... в одном из последних выложенных видеороликов... он несколько раз использовал мат... Такие депутаты позорят нашу власть и нашу область, что в итоге негативно отражается на всех».
В обращении приводятся ссылки на конкретные ролики. Кстати, как выяснилось на заседании комиссии, итернет-проект с дебильноватым названием «Души гуся» в соцсетях никто из членов комиссии по этике не смотрит, хотя цифры просмотров его достаточно высокие. В общем, профессиональный тележурналист и депутат Законодательного Собрания Казанин с какого-то перепугу решил, что соцсети - не СМИ, нормы этики к ним не относятся, в соцсетях все позволительно, и радостно матерился в эфир. Неравнодушные омичи это заметили и пожаловались коллегам депутата по региональному парламенту.
И тут нужно сделать небольшое отступление про нецензурную лексику вообще.
Конечно, каждый нормальный человек понимает, что бывают случаи, когда мат уместен. Например, если вам на ногу кто-то уронит двухпудовую гирю, вряд ли вы скажете виновнику: «Мидейший, вы были неправы». Мат - это показатель того, что говорящий находится в настолько взвинченном состоянии, что не способен найти печатные слова для выражения своих эмоций.
Проблема в том, что сегодня в общий доступ поступают видеозаписи ситуаций, в которых говорят и действуют люди абсолютно не публичные. Например, несколько лет назад соцсети облетела запись падения Челябинского метеорита, сделанная видеорегистратором ехавшей неподалеку от него машины. На записи слышно, как водитель, не в силах сдержать эмоций, произносит матерную тираду, которую в печатных выражениях можно сформулировать примерно так: «Ничего себе! Вот это да!»
Но тут нужно учесть, что в момент падения метеорита водитель не выступал перед публикой. Его слова предназначались пассажиру машины, и он мог себе позволить не выбирать выражения. Впоследствии, поняв, что ему посчастливилось заснять уникальное природное явление, водитель выложил запись в соцсети. А вот когда она демонстрировалась в новостных передачах на телевидении, голос водителя «запикивался». Потому что в СМИ мат не допустим, его использование - административное правонарушение, за которое полагается штраф.
Вторая проблема состоит в том, что сегодня размывается граница между СМИ и личными блогами в соцсетях. Некоторые блоги имеют большую аудиторию, чем большинство СМИ. Законодательство работает с этой проблемой, однако постепенно мнение юристов сводится к тому, что понятие публичного доступа не зависит от численности аудитории того или иного блога. Несмотря на то, что казанинский интернет-проект про удушенного гуся имеет не такую уж широкую, хотя и значительную, аудиторию, опубликованные в его рамках ролики являются находящимися в публичном доступе.
А третья проблема - в моде на «новую искренность» и «карнавализацию» публичной политики. Если еще недавно публичным политиком или тележурналистом мог быть только человек, имеющий достаточный словарный запас, чтобы найти печатные определения для любой ситуации, то сегодня почему-то считается, что «близость к народу» - это тупая неспособность говорить литературным языком. Почему-то возникло мнение, что матерщина на камеру - это «близость к народу», что «народ» только так и может понять, а если мысль будет выражена печатно, то «народ» не поверит, что говорящий испытывает хоть какие-то эмоции.
И вот профессиональный тележурналист и, как он считает, политик регионального уровня Владимир Казанин начинает делать интернет-проект, в котором напрополую матерится. Правда, матерится как бы с извинениями. Причем чаще всего - на зарубежных политиков, которым от казанинских матов ни жарко и не холодно, и которые, вероятно, никогда и не узнают о существовании этого интернет-проекта про гуся и самого Казанина. Видимо, считает, что такая стилистика делает его «близким к народу». Однако у многих омичей, случайно наткнувшихся в соцсетях на проект «Души гуся», оценка оказалась иная. Ее можно выразить словами: «И вот это чудо, не способное два слова по-русски без мата связать, пишет нам законы?»
Обращение граждан поступило в комиссию по этике, на которой депутат Казанин сначала пытался доказать, что это - злобные происки КПРФ. (Видимо, именно коммунисты заставляли Казанина материться в эфир). Потом обвинил коллег-депутатов в том, что они, дескать, защищают французского политика Макрона, которого и обматерил Казанин. Причем русский политик-тележурналист продолжал материться в адрес француза и на заседании комиссии, что зафиксировано в протоколе. (Мы в публикации закрыли текст «звездочкой»). Мало того. Казанин на основании того, что заподозрил среди граждан, написавших обращение, членов КПРФ, сделал вывод, что... КПРФ защищает Макрона, в очередной раз продемонстрировав свои очень своеобразные отношения с логикой.
Правда, в конце концов коллеги-депутаты все же сумели убедить Казанина в том, что публично материться нехорошо. И он пообещал, что больше не будет. Ему даже поверили. Хотя вряд ли можно предположить, что до заседания комиссии по этике профессиональный тележурналист и интернет-блогер не знал о запрете использования мата в СМИ и о том, что блоги в соцсетях, имеющие большой охват, давно приравнены к СМИ. Так что его «извинения», скорее всего, просто игра на публику.
В принципе, всей этой истории не стоило бы уделять столько внимания, если бы не один очень тревожный момент. Сейчас происходит «карнавализация» представительной власти. В сознании избирателей упорно формируется образ публичного политика как странноватого, не очень умного, постоянно находящегося в состоянии эмоциональной экзальтации и болтающего несвязную чушь человека, готового ради пиара на любые неэтичные поступки. Владимир Казанин идеально укладывается в этот образ, поэтому коллеги-журналисты достаточно часто и с большим удовольствие пишут об его выходках на заседаниях Законодательного Собрания.
Зачем все это надо? А затем, чтобы избиратели окончательно потеряли интерес к деятельности депутатов, и не пытались осмыслить те решения, которые принимает в тиши Законодательного Собрания «партия власти». И не думали о том, как эти решения влияют на уровень жизни большинства населения. Чтобы люди искренне считали: «Эти клоуны ни на что не способны», в то время как в реальности именно от решений депутатов Законодательного Собрания зачастую зависит реальное наполнение карманов жителей области.
Так что такие люди, как Владимир Казанин, очень нужны власти как «дымовая завеса».
Евгения Лифантьева.