Разрыв в доходах «бестолковых менеджеров»
и обычных работников раздражает людей всё сильнее
Конфликты, периодически возникающие между руководством крупных предприятий и рабочими по поводу размеров оплаты труда и в целом по условиям работы, часто провоцируют дискуссии по поводу обоснованности разрыва в сумме зарплат управленцев и рабочих.
Очередной повод для таких обсуждений дал новый поворот в споре рабочих филиала «Уралвагонзавода» с могущественной корпорацией.
Зачем так много управленцев?
Часто встречающееся мнение: «Разрывы в з/п между рабочими, ИТР и т.н. „управленцами“ просто колоссальные».
Или: «У меня на заводе до недавнего времени был начальник производственного цеха, совсем недавно к нему добавился начальник производственного отделения. Зачем он нужен, не понимает никто».
Очередной участник дискуссии делится личным опытом: «Не знаю, у кого что с з/п. Но ведь и вправду – чтобы свести концы с концами, надо пахать по 12 ч. и без выходных (а ведь у многих набраны кредиты)».
«По всей России так! Бесполезный менеджер получает больше рабочего, а потом мы удивляемся, почему дорогая продукция!.. Работал в разных организациях, видел людей на совсем непонятных должностях. Они реально просто где-нибудь закорючку поставят раз в день – и все! А зарплата у них выше, чем у меня, в три раза».
Есть, однако, другие мнения. «Хорошим управленцам надо платить минимум вдвое больше, чем сейчас. Но только бонусами». Так, один из авторов комментариев в нашем дзен-канале приводит собственный опыт: «К нам периодически заходит зам. генерального, типа для обратной связи. И ему не раз говорили о проблеме кадров.
Ему говорили, что нам нужно хотя бы еще одного специалиста, который имеет опыт в специфике нашей работы. Но зам. генерального пропускает это мимо ушей. Сдается мне, специалист на те деньги, что платит завод, не пойдет работать. Да я и сам, отработав год, ищу себе новое место. А многие из нас не получают и 60 тысяч в месяц. Москва, оборонка, 2025 год».
У другого нашего читателя, работавшего тоже в сфере оборонной промышленности, своя история: «Я до нынешней работы был инженером на направлении оборонки. Нам подняли ставку, но срезали ИСН, и я стал получать меньше. Да, я получал 120 тысяч за месяц, но буквально жил на заводе, работая по 14 часов 6/1, за троих вкалывал. И по воскресеньям вызывали без доп. оплаты. Закончилось тем, что подвело здоровье. И мне за отработанные две недели заплатили 38 тысяч. Я неврологу только за лечение отдал 30 тысяч. Послал их…».
Некий Сергей Иванов досадует: «Власти на всех уровнях только красиво говорят, но все остается по-прежнему. Почему так происходит и когда будет наведен порядок? Народ и так перерабатывает, чтобы выжить и накормить семью».
Комментатор с ником «Спецэкспертиза» замечает: «Для справедливой оплаты труда должна быть тарифная сетка базовых окладов, где минимальный оклад для работника без квалификации и стажа – это и будет минимальной зарплатой. А все выплаты и премии не должны быть больше 100% от оклада. Все остальные оклады по профессии и тарифные ставки должны быть распределены между минимальным и максимальным».
Лидер профсоюза должен быть идейным и неподкупным
Интересы рабочих защищают профсоюзы. Это в теории. На деле часто лидеры профсоюзов выполняют волю частных собственников предприятий.
На одном из крупнейших предприятий Челябинска, например, много лет назад был серьезный конфликт по поводу размера зарплат между топ-менеджментом и профсоюзом.
И тогда лидер профсоюза не побоялся жесткого разговора с управленцами в присутствии основного собственника предприятия. Настаивал на своем. Собственник был сильно удивлен: «Ты откуда взялся такой дерзкий?». Предыдущий руководитель профсоюза был куда сговорчивее.
А потом возникла ситуация, где уже лидеру профсоюза нужна была помощь рабочих, однако большинство за него не вступилось. Хотя и благодарили приватно за то, что смог добиться поднятия зарплаты.
Еще один комментарий на дзен-канале «Свободной прессы» такой: «Лидер профсоюза должен быть в первую очередь неподкупен и тверд, как скала. Где вы такого найдете? Это само собой подразумевает идейного представителя профсоюза. Идейных купить нельзя. Тех, кто не прогибается, их убирают».
В отношении профсоюза того же «Уралвагонзавода» комментарии такие: «Что-то профсоюза не слышно. Как всегда, ручной?» «Капитализм, однако! Пора организовываться в профсоюзы и выгонять оттуда всяких шмаковых… В сущности, других ненасильственных методов защиты прав трудящихся нет».
Еще один участник обсуждения предлагает посмотреть правде в глаза: «Какие профсоюзы? Пенсионный возраст повысили – эти профсоюзы и не вякнули! Здесь вам не Франция!».
«Квалифицированные рабочие очень нужны. И им хорошо платят»
Людмила Соколова, руководитель кадрового агентства «Бизнес и кадры» в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» не согласилась с тем, что оплата управленцам неоправданно выше зарплаты рабочих.
– Уровень заработных плат у рабочих за последние три года существенно вырос и зачастую сопоставим с уровнем зарплат руководителей в малом, а иногда и в среднем бизнесе».
– Тем не менее нам в комментариях пишут из разных регионов страны сами рабочие, что зарплаты управленцев неоправданно высокие, порой втрое выше, чем у рабочих.
– Допускаю, что такое может происходить в моногородах, где есть одно градообразующее предприятие. И людям просто не на что сменить рабочее место в своем городе.
С другой стороны, квалифицированных рабочих ищут сегодня почти все регионы страны. Например, огромный спрос на сварщиков, токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ. Понятно, что переезд в другой город может быть дискомфортным для семьи. Активные профессионалы часто выбирают работу вахтовым методом – вакансий для квалифицированных специалистов в России много. Причем с достойной оплатой труда.
А поскольку рабочих остро не хватает, активно работают на рынке аутстаффинговые компании, которые временно предоставляют рабочие руки тем или иным предприятиям. Эта практика в России широко распространена.
– В 2025 году рост зарплат рабочих продолжится?
– В этом году такого же интенсивного роста, как в 2024 году, уже не прогнозируют.
Герман ГАЛКИН.
«Свободная пресса».