КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Спасение «утопающих» – дело самих «утопающих»

08.05 14:26

Село Петровка, бывшее в советское время образцово­показательным по благоустройству, затапливают грунтовые воды

Большая по сибирским меркам деревня, в которой живет 2000 человек, превратилась в болото: асфальт, проложенный на всех улицах в 90­е, давно смыло водой, грязь по колено, камыш по обочинам.

– Я тут родился, в детстве по лужам на плотах катались по окраинам, – рассказывает 50­летний электрик и депутат от фракции КПРФ Александр Калинин. – Но тогда кюветы чистили, трубы под дорогами ремонтировали, вода и уходила. А теперь вся деревня скособоченная: дома покорежило. Это и спасает – у Андрея Бадиева вот одну комнату затопило, а две другие повыше оказались, в них и живет.

Картошку петровцы сажают в начале июля, когда уже пора снимать первый урожай. Хозяйство теперь мало кто держит – и некогда, потому что работают в городе, и гниющее сено, которое больше негде хранить, как в залитых дворах, животные есть не станут.

– У нас один мужчина с улицы мотопомпу с работы притащил, откачиваем, – показывает свою улицу Вячеслав Коробов.– Сами прорыли канавы и каналы для отвода воды. Но вода по одной стороне стекает в озерко, а по другой обратно к нам бежит. Ей бы за деревню уйти. А для этого надо, как раньше делали, прокопать экскаватором метров 500. Лопатами не сможем. И такие озера у нас по всему селу между улицами – кто куда может, тот и отводит воду. Только хоть и мокро, а камыш этот полыхает за милую душу, если кто окурок спьяну кинет. Косили сами поначалу, а теперь это уже трясина. Благо у нас свой пост пожарной охраны в селе. Вот там дома три раза уж горели.

Несмотря на близость к городу – всего 27 километров, Петровка не пользуется популярностью у любителей «загородной недвижимости». Когда в начале века развалился крупнейший животноводческий комплекс, единственный, снабжавший область здоровым молоком – сюда еще в 60­е годы завезли голштинскую породу коров, не чувствительных к бруцеллезу, – народ стал разъезжаться в поисках лучшей доли. В дома, продаваемые за бесценок, ринулись самые нищие горожане, отдавшие квартиры за долги или попросту пропившие. Так что вечерами гулять по Петровке опасно, тем более что электричества нет, хотя электрические столбы с фонарями торчат через каждые 200 метров.

– Мы уж сколько требуем освещения хотя бы на остановках в Петровке и пяти деревнях, которые к нам относятся, – вздыхает Нина Кустова, бухгалтер на пенсии, а ныне депутат Петровского поселения. – Ребятишки ведь по утрам автобус в школу ждут в темноте. Да мы­то еще живем: у нас хоть бывший, но асфальт, а там сроду грунтовки. Пытаемся инициировать вхождение в программу по ремонту дорог, но она предполагает софинансирование, а где его взять? На благоустройство в бюджете поселения заложено всего 450 тысяч в год. Из налогов, которые с людей собираются, 40 процентов идет на содержание администрации. Еще 30 – на отопление клубов, опять же здания администрации, шести двухэтажек. Вроде бы еще 30 процентов остается на развитие, но не выходит. При нашем скудном бюджете он еще же и тратится как попало. Старый, разваленный гараж, например, требует обогрева почти на полмиллиона в год. А хранится там три единицы действующей техники!

Спросить, собственно, депутатам не с кого – глава поселения Татьяна Гришина, назначенная фактически конкурсной комиссией, недавно вышла с больничного, на котором пробыла с начала года. Правда, документы подписывала – главным образом, как говорит Калинин, штрафы за бездействие:

– Работу сельской администрации контролируют в основном надзорные органы. Дорога не почищена – штраф, знаки не установлены – штраф. Меры противопожарной безопасности не соблюдены – штраф. Надо хоть после штрафов исправлять положение, а как, если они в десятках тысяч исчисляются? Вот и пишет администрация в отчетах, что все хорошо, пока очередная проверка не приедет и очередную санкцию не наложит. А с места-то ничего не двигается, государство просто из одного кармана в другой перекладывает. С осени бьемся, чтобы принять изменения в устав поселения о прямых выборах главы. Все 10 депутатов вроде «за» были, пока с каждым в районной администрации не поговорили. Большинство же – бюджетники, от власти зависят: согласительная комиссия, головами кивают.

Глава Петровского поселения Татьяна Гришина, впрочем, считает, что в штрафах нужно винить не ее, а надзорные органы:

– Вот сейчас опять предписание: надо обустроить тротуары на обочинах, а они для этого не приспособлены. С подтоплением боремся, вот сейчас трактор отремонтируем...

Топит Петровку, правда, не первый год, да и Татьяна Евгеньевна ­– не «новенькая», но почему-то каждый раз в период паводка возникает проблема то с трактором, то с деньгами на него… Денег для органов местного самоуправления – сельских поселений – не хватало, конечно, всегда. В 2015 году Госдума усовершенствовала федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления». Правда, странно – приняв решение не об увеличении финансирования, а о передаче 26 из 39 обязанностей сельских поселений районным властям. В том числе обязанности по водоснабжению и противопожарной безопасности. Но районная власть имеет право возвращать эти обязанности обратно поселениям, при этом финансы возвращать необязательно.

– Граница ответственности размыта: в итоге двухуровневая модель самоуправления не работает, – объясняет предприниматель, депутат Омского районного совета от фракции КПРФ Татьяна Лукина. – А что может сельское поселение, если его бюджет складывается из налогов его жителей на землю и имущество, налога с работающих на этой территории да небольших дотаций из района и области? Но при этом каждое поселение имеет свое «правительство», поедающее большую часть бюджета. В Омской области их 365, причем в 50 из них проживает менее 500 человек. Есть, например, такое поселение, в котором прописано 98 человек, собственных доходов – 120 тысяч в год, зато зарплата администрации – 800 тысяч!  Зачем такие «правительства» существуют? Не для того, чтобы обеспечить жителей конституционными правами, а только, чтобы обеспечить выборы президента. Так что называть сельские администрации местным самоуправлением – абсурд. Это просто место работы на пять лет с хорошей зарплатой. Конечно, они выполняют все указания сверху и отбиваются от требований снизу. В 2008 году указом президента была сформирована методика оценки эффективности региональных и муниципальных властей, но никто ни разу не оценил эффективность сельских поселений. Потому если начнут анализировать их работу, это будет такая удручающая картина, что надо что-то менять. А менять власти не готовы.

 

Наталья ЯКОВЛЕВА.