КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

«Правда», №58: Лётчики без полётов (О ситуации с дипломами в Омском летно-техническом колледже)

04.06 11:30

В Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им. Ляпидевского горячая пора: студенты сдают государственные экзамены. Но… дипломы ребята в этом году не получат. Вероятнее всего, и в следующем году тоже. Они знают об этом. Причём знали ещё при поступлении в колледж, однако надеялись, что для их курса ситуация изменится в лучшую сторону. Парадокс: два года и десять месяцев будущие лётчики постигают теорию, а практических навыков приобрести не могут.

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТАНДАРТУ для получения документа о профессиональном образовании, кроме сдачи государственных теоретических экзаменов и защиты диплома, курсантам нужно налетать за время учёбы 90 часов. А вот как раз этого необходимого минимума образовательное учреждение им предоставить не может. Причина — недофинансирование. Руководству колледжа хронически не хватает денег на ремонт техники и оплату инструкторского и инженерно-технического состава.

Такая ситуация тянется с 2014 года. В советские и постсоветские времена учебное заведение имело статус училища и было известно во всей стране под аббревиатурой ОЛТУГА — Омское лётно-техническое училище гражданской авиации. Его и по сей день так называют, несмотря на то, что статус сменился на колледж. Директор Анатолий Игнатьевич Якуш, отдавший училищу три десятка лет своей жизни, приложил немало усилий в сложные 1990-е годы, чтобы сохранить единственное в стране образовательное учреждение, где готовят пилотов и бортмехаников вертолёта МИ-8. Ни в 1970-е, ни в 1980-е, ни в 1990-е он не припомнит такой ситуации, чтобы был нарушен учебный процесс и курсанты не имели возможности летать. Но с 2012 года начал замечать тревожную тенденцию: финансирование стало крайне скудным. С вопросом «почему?» директор Омского лётного училища обращался и в головное учебное учреждение — Институт гражданской авиации в Ульяновске, и в Росавиацию:

Я ставил вопрос перед Ульяновским институтом и Росавиацией о том, что необходимо уменьшать набор курсантов (ежегодно планировался набор 100—110 человек). Но меня просто не слышали! Приводили главный, с их точки зрения, аргумент: если уменьшить набор, то уменьшится финансирование учебного заведения. Я возмущался: мы набираем на теорию? Говорил: увеличивайте парк вертолётов, поднимайте зарплату педагогам-инструкторам и инженерно-техническому составу. Но я так и не был услышан. Руководители Росавиации зациклились: если мы уменьшим набор, нам уменьшат финансирование. Ещё тогда, в 2012 году, я подсчитал: если не сократить набор курсантов, то к 2020 году не отлетают положенных часов 200 человек. Так и случилось: эту ситуацию мы сегодня наблюдаем.

Курсанты лётно-технического колледжа каждый год заваливают Росавиацию требованиями решить наконец проблему, обращались и в прокуратуру. Но и с этой стороны никаких мер так и не последовало.

Нынешнее руководство колледжа тоже предпринимает попытки изменить ситуацию: ведёт переговоры с авиакомпаниями, нуждающимися в пилотах, чтобы те предоставляли своих инструкторов. По информации на официальном сайте учебного заведения, некоторые подвижки уже есть. Иначе, судя по всему, кадровую текучку преподавателей-инструкторов ОЛТУГА не решить. Почему инструкторы увольняются, при том, что зарплата у них примерно 60 тысяч рублей, что для Омской области совсем неплохо? В авиакомпаниях платят в разы больше, поэтому инструкторы, поработав немного, как правило, уходят из колледжа. Сейчас вместо положенных 14 инструкторов работают 4, они физически не могут обеспечить необходимый налёт часов всем курсантам. Колледж по плану должен выпускать 100—110 человек в год, но на деле дипломы получают всего 40—50. И это те, кто окончил обучение двумя годами раньше.

Между тем сегодня вертолёт — единственное транспортное средство в труднодоступных населённых пунктах страны. Малая авиация нужна для обеспечения мобильности жителей Крайнего Севера, для тушения лесных пожаров, грузовых перевозок и решения многих других задач. Из-за недостатка пилотов авиакомпании теряют выгодные контракты, поэтому некоторые из них идут даже на такие меры: присылают в Омск своих инструкторов, набирают нужное им число курсантов, обеспечивают им практику, заключают трудовые договоры и забирают с собой. А сотни остальных недоподготовленных пилотов в ожидании своей очереди на учебные полёты годами работают официантами, курьерами, продавцами бытовой техники и т.п.

Кадровый дефицит пилотов ощущают сегодня многие авиакомпании. Дело в том, что, хотя по закону к полётам пилоты допускаются до 65 лет, в реальности большинство из них перестают летать намного раньше. Лётчики увольняются по состоянию здоровья, уходят на заслуженный отдых. Чтобы компенсировать эти кадровые потери, ежегодно учебным заведениям требуется выпускать 70—80 пилотов. Поскольку Омский колледж, где готовят пилотов для малой авиации, — единственный в стране и он с 2014 года выпускает не более 50 специалистов, то кадровый голод в авиакомпаниях доходит уже до критической отметки.

Прогнозы на ближайшие годы тоже неутешительные. На сегодняшний день, по данным центральной лётной врачебной комиссии, возраст 48% пилотов вертолётов в России уже превышает 50 лет. Такими темпами через 15 лет их число может сократиться на 75%. Так что вся надежда на изменение ситуации в Омском лётном колледже: будут деньги — будут и выпускники.

P.S. Выступая на «правительственном часе» в Государственной думе, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил: «По-прежнему остро стоит вопрос качества профессиональной подготовки пилотов. В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения лётным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие. В связи с этим с 2017 года по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полётов отстранено 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 лётных свидетельств».

Ситуация — явно вопиющая. Когда же в столь важной отрасли будет наведён должный порядок?

 

 Юлия БОГДАНОВА, соб. корр. «Правды».