Как известно, наше здравоохранение сегодня испытывает серьёзный кадровый голод. Согласно данным Росстата, дефицит медиков ощущается наиболее остро в сфере оказания экстренной медпомощи. То и дело в том или ином регионе страны вспыхивают скандалы, связанные с нарушением трудовых прав персонала службы скорой помощи. Только за последнее время их было несколько.
Так, недавно наша газета сообщала о ситуации на станции скорой медицинской помощи (ССМП) в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл, где водители и фельдшеры выступили с открытым обращением, указав на многочисленные нарушения трудового законодательства. Как заявили медработники, укомплектованность врачами станции составляла лишь 43 процента, средним медперсоналом — 72 процента, а водителями — 69 процентов. При необходимых 29 общепрофильных бригадах на почти 300-тысячный город их было всего 13. За сутки на линию выходили 7—8 бригад, а водителями были укомплектованы только 3—4. В результате в столице республики на вызовы «скорая» выезжала с большими задержками.
В чём причина подобного положения? Нехватка персонала напрямую связана с нищенским заработком медиков и водителей «скорой». «На деньги, которые нам платят, невозможно нормально жить, — жаловались медработники, — люди постоянно увольняются. А идти работать за весьма небольшие деньги желающих мало».
— В нашем регионе средняя зарплата составляет примерно 53 тысячи рублей, — заявляла тогда одна из участниц записи обращения. — Я же, будучи фельдшером высшей категории со стажем 30 лет, за одну ставку получаю 32 тысячи рублей.
— Несмотря на то, что нагрузка у нас увеличилась существенным образом, зарплата осталась такой же, что и два года назад, — рассказывали водители станции скорой помощи. — А это всего лишь 30—33 тысячи рублей. Чтобы хоть как-то прокормить свои семьи, приходится брать по полторы-две ставки. Считаем, что такое положение дел противоречит статье 134 ТК РФ «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы», согласно которой индексация заработной платы должна проводиться в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Как рассчитали в Межрегиональном профсоюзе работников здравоохранения «Действие», с учётом инфляции реальная зарплата сотрудников ССМП за прошедшие два с половиной года упала на 16 процентов.
После огласки в СМИ и подключения прокуратуры, встречи с представителями республиканского правительства водителям «скорой» были введены дополнительные выплаты. Этот успех стал возможен благодаря слаженной работе профсоюзной организации.
Единичен ли такой случай? Отнюдь. В том же профсоюзе рассказывали о ситуации на Нижегородской станции скорой медицинской помощи: «В Великом Новгороде зачастую на линию выходят всего от 7 до 11 бригад в сутки, и уже не один год вместо положенных 25 бригад работают максимум 13. В г. Старая Русса на линию выходят всего 2—3 бригады, а это ещё и с учётом того, что дальность обслуживания вызовов там составляет до 100 км. Нехватка бригад влечёт за собой задержки по выездам на вызовы до нескольких часов, что приводит к опозданиям по оказанию медицинской помощи и ухудшениям состояния больных».
Ещё один пример. Весной нынешнего года водители ССМП Нижнего Новгорода пожаловались в прокуратуру на то, что с момента трудоустройства и до апреля 2024-го их регулярно привлекали к работе сверх нормы, не выплачивая сверхурочные надбавки. Причём эти рабочие смены оплачивались как совместительство, хотя у водителей в соответствии с ч. 1 ст. 329 ТК РФ совместительство запрещено, а значит, это нарушение трудовых прав. Сотрудники прокуратуры с участием специалистов Государственной инспекции труда провели проверку, по итогам которой факты, предоставленные профсоюзом «Действие», подтвердились. Руководству станции было вынесено представление об устранении нарушений и его обязали начислить водителям недополученные за несколько лет суммы (с 2021 по 2024 год).
Как сообщает портал «Медицинская Россия», подобная ситуация наблюдается и в Рязанской области. Там работники отделения скорой медицинской помощи «Сасовской ЦРБ» пожаловались на то, что из-за недоукомплектованности (бригада состоит всего лишь из фельдшера и водителя) им приходится перерабатывать, но эти переработки не оплачиваются как положено: без стимулирующих выплат и не по двойному тарифу. Помимо всего, бригады обязали транспортировать пациентов в медучреждения Рязани, которые расположены аж за 200 километров от города Сасова. По словам сотрудников скорой, зарплата на ставку составляет 22 тысячи рублей плюс надбавка за отсутствие второго фельдшера 8 тысяч.
Сегодня в нашей стране также существует большая нехватка специалистов разного профиля. Каждый из нас, думается, не раз сам в этом убеждался, сталкиваясь с отсутствием тех или иных врачей при посещении поликлиник. Ситуации бывают разные, порой срочно нужна если не экстренная, то неотложная помощь. Вот пример: в прошлом году у знакомой заболел двухлетний сын, начались отёки, потребовался срочный осмотр хирурга. Но... в больнице, куда привезли ребёнка, который был без сил, плохо себя чувствовал, специалиста не оказалось. Медики предложили отправиться своим ходом в медучреждение в соседнем городе, а это 40 километров от той больницы, куда они обратились первоначально. У кого нет личного автомобиля, пришлось бы потратиться на такси: не повезёшь же обессиленного малыша на общественном транспорте. И такие случаи сплошь и рядом.
В ситуациях с нехваткой медиков на станциях СМП всё гораздо хуже: в экстренном случае, когда счёт идёт на минуты, до человека медицинская помощь просто-напросто может не дойти. А основных причин всего этого по-прежнему две: низкая оплата труда и огромные нагрузки, сопряжённые с высокой ответственностью. С этими проблемами нужно разбираться незамедлительно, пока дело не дошло до массовых трагедий.