КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

"Правда", № 138: «Я выступил против мрака и позора, которые обрушились на нашу Державу»

15.12 13:21

К 100-летию со дня рождения генерала армии В.И. Варенникова

  15 декабря наша страна будет вспоминать одного из «самых храбрых своих сынов» — генерала армии Валентина Ивановича Варенникова. Он родился в Краснодаре 15 декабря 1923 года.

Его отец — Варенников Иван Евменович (1895—1974), сражался на полях Гражданской войны в рядах Красной Армии. Окончив по завершении Гражданской войны Промакадемию в Москве, Иван Евменович занимал различные руководящие посты на хозяйственной работе. О матери Валентина Ивановича известно лишь то, что Варенникова Мария Алексеевна (1901—1930) прожила, увы, очень короткую жизнь и скончалась, когда её сыну не было и семи лет.

После рождения сына семья проживала в Темрюке, Москве и Армавире, что обусловливалось назначениями Ивана Евменовича на различные руководящие посты по линии народного хозяйства. Среднюю школу Валентин окончил в Армавире и собирался поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Но начавшаяся Великая Отечественная война разрушила эти планы.

Вот как вспоминал первый день войны сам В.И. Варенников в своём интервью газете «Наше время» в июне 2006 года: «В 1941 году мне было 17 лет. Я только окончил среднюю школу в Армавире — это на Кубани. Думал, что сначала отслужу в армии, а потом поеду поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. И вдруг война! Сообщение о её начале было как гром среди ясного неба. Ведь сколько ни говорили в предвоенные годы о возможности войны, всё равно она стала неожиданностью. <…> В первый же день войны мы с друзьями явились в военкомат. Нас поставили на учёт, однако сразу на фронт не отправили, но работникам военкомата мы помогали. В городе была создана строительная бригада для сооружения железнодорожной ветки на местной нефтебазе. С конца июня до середины августа мы её строили. Позже нас снова вызвали в военкомат, где мы приняли военную присягу. И хотя все стремились на фронт и были готовы воевать, нас отправили в Черкасское пехотное училище, которое эвакуировалось на Урал».

Таким образом, в Вооружённые Силы страны В.И. Варенников оказался призван на третий месяц войны. Учёба в Черкасском военно-пехотном училище даже по ускоренным курсам длилась свыше года, прежде чем молодого командира, получившего при выпуске из училища звание лейтенанта, отправили на фронт. И не куда-нибудь, а сразу на ключевой участок: на Сталинградский фронт, где он оказался в октябре 1942 года. Там будущий генерал армии получил свою первую военную должность: назначение командиром взвода в 138-ю стрелковую дивизию. Данная дивизия вела ожесточённые бои с численно превосходившим противником, обороняя завод «Баррикады», и вскоре оказалась отрезанной от главных сил 62-й армии генерала В.И. Чуйкова. Командир взвода, затем командир миномётной батареи стрелкового полка лейтенант Варенников сражался в Сталинграде долгих 79 дней и ночей. В бою был ранен осколком мины и попал в госпиталь. Эти события также отражены генералом в его уже упомянутом интервью.

«Хочу сказать, что мы были рады, когда нас послали именно под Сталинград. Ехал я на фронт с таким чувством: «Это ж надо, допустили немцев до Волги». Казалось, вот мы приедем и «наведём порядок». А когда приехали, то увидели: чёрное небо, где всё время кружат немецкие самолёты и день и ночь бомбят наши позиции и весь город, и пришлось призадуматься: воевать надо настоящим образом, враг ещё силён и судьба страны зависит от нас.

Я попал в 138-ю стрелковую дивизию, которой командовал полковник Людников, впоследствии — генерал-полковник, Герой Советского Союза. Дивизия обороняла завод «Баррикады». Мы оказались в очень сложном положении: немцы прорвались сначала севернее, потом южнее. Мы остались на «островке»: вокруг немцы, а сзади Волга. Ежедневно мы отражали множество контратак. В такой ситуации дивизия удержала занятые рубежи до ноября 1942 года. А 19 ноября началось контрнаступление наших войск и разгром фашистов под Сталинградом. В ночь с 5 на 6 января 1943 года меня впервые ранило».

В 1943 году В.И. Варенников был назначен заместителем командира 100-го гвардейского стрелкового полка по артиллерии 35-й гвардейской стрелковой дивизии. Эта дивизия прошла от Сталинграда через всю Украину до Одессы, а также принимала участие в форсировании Днепра. 10 апреля 1944 года дивизия принимала участие в освобождении Одессы.

Затем были бои на Днестре. Первый плацдарм оказался неудачным, на втором — в районе Шерпен, недалеко от Бендер, велись тяжелейшие бои. Когда боевые задачи на этом участке фронта были выполнены, 8-ю гвардейскую армию перебросили на 1-й Белорусский фронт. Вскоре командование 1-м Белорусским фронтом было передано от генерала армии К.К. Рокоссовского маршалу Г.К. Жукову. Когда 8-я гвардейская армия была переброшена на 1-й Белорусский фронт, В.И. Варенников со своим полком участвовал в стратегической операции «Багратион», в прорыве вражеской обороны западнее Ковеля, нанеся тяжёлое поражение немецким войскам группы армий «Центр», располагавшимся в южной части Белорусской ССР.

В конце июля и начале августа 1944 года 100-й гвардейский стрелковый полк вступил на польскую землю и вёл бои за овладение плацдармом на Висле южнее Варшавы в районе Магнушева. Там В.И. Варенников получил тяжёлое ранение и лечился в военном госпитале в течение четырёх месяцев. Затем вернулся в родной полк и уже в середине января 1945 года участвовал в мощном наступлении советских войск в общем направлении на германскую столицу, вынудившем немцев перебросить на восток основные свои дивизии с Западного фронта, где в Арденнах в сложное положение попали англо-американские войска.

В конце января Варенников со своим полком вступил на территорию Германии. Участвовал в боях за плацдарм в районе г. Кюстрин на Одере. В марте 1945 года В.И. Варенников получил третье ранение. А в апреле — мае уже в звании капитана принимал непосредственное участие в завершающем сражении войны — Берлинской наступательной операции. Огнём артиллерии своего полка с Кюстринского плацдарма наносил поражение мощной обороне противника, сопротивлявшегося с яростью обречённого зверя. Затем был штурм Зееловских высот, завершившийся прорывом в нацистское логово. Утром 2 мая в Берлине В.И. Варенников был в здании рейхстага, над которым уже развевалось Красное Знамя Победы.

Решение о скором проведении исторического Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади уже было принято в Москве. Капитану Варенникову было поручено готовить сводную армейскую роту для парада, которая потом влилась в состав сводного полка 1-го Белорусского фронта.

О том, как ему выпала честь возглавить столь ответственную работу по подготовке к главному параду страны, генерал также рассказывает в своём интервью: «Знамя Победы впервые я увидел утром 2 мая на рейхстаге. И, как все воины, расписался на его стенах: «Армавир. Варенников». Там было не одно знамя. Кстати, все хотели водрузить свои знамёна — в каждом полку они уже были приготовлены. Но когда кольцо окружения Берлина сузилось до такой степени, что войска могли друг друга поразить огнём, Жуков дал команду: «Стой! Закрепиться на занятом рубеже!» И из этого кольца наших войск он выделил 150-ю Истринскую стрелковую дивизию 79-го корпуса 3-й Ударной армии. Кстати, впоследствии, став генералом, я командовал этой 3-й Ударной армией. Жуков приказал именно этой дивизии штурмовать рейхстаг и водрузить знамя. Они с этой задачей справились. Все остальные войска поддержали действия этой дивизии огнём.

Во время подготовки к Параду Победы каждый фронт создал свой сводный полк, в который подбирались бравые ребята с орденами. Мне посчастливилось, я попал в сводный полк 1-го Белорусского фронта. С прибытием в Москву он расположился в Ворошиловских казармах на Ленинградском шоссе. К нам дважды приезжал Жуков. Мы становились вокруг него, и он рассказывал о порядке проведения парада. В день накануне доставки из Берлина Знамени Победы я оказался в кругу напротив Жукова. Маршал говорил о создании почётного караула для встречи знамени. Посмотрев на меня, он сказал: «А вот этого гусара назначить начальником почётного караула». Так что, я считаю, мне просто повезло. Если бы кто-то другой стоял на моём месте, он бы назначил его. Подготовив к действиям почётный караул, на следующий день мы отправились на аэродром. Там уже было военное и гражданское руководство. Мы выстроились в две шеренги. Прилетел самолёт, подрулил к месту, где стоял почётный караул. Подали трап. Из самолёта вышли ребята со знаменем: Кантария, Егоров, офицеры сопровождения. Мне вручают Знамя Победы. Затем мы перестраиваемся в колонну по четыре и торжественным маршем идём с этим Знаменем. А руководство принимает этот маленький парад».

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что существует фотография, где В.И. Варенников в каске шагает во главе почётного караула со Знаменем Победы. Удивительно, но сам он впервые увидел это фото лишь спустя 40 лет с момента исторического парада в альбоме «Парад Победы», уже находясь в Афганистане, где он с 1984 года руководил Группой управления Министерства обороны СССР. Сегодня эта фотография является семейной реликвией Варенниковых!

Первые пять послевоенных лет В.И. Варенников продолжал служить в 8-й гвардейской армии В.И. Чуйкова, входившей в состав советских оккупационных войск в Германии. В 1951 году он поступил в Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1954-м, успешно окончив её, получил назначение в Северный военный округ на должность заместителя командира 251-го стрелкового полка 54-й стрелковой дивизии.

С 1962 по 1966 год В.И. Варенников был командиром дивизии Ленинградского военного округа, с 1967 по 1969 год — командиром корпуса Ленинградского военного округа.

В 1969—1971 годах он командовал Третьей армией Группы советских войск в Германии (ГСВГ), а в 1971—1973 годах был первым заместителем начальника штаба ГСВГ. С 1973 года Варенников более шести лет возглавлял Прикарпатский военный округ. В этот период округ считался одним из передовых в Вооружённых Силах СССР. В 1977 году Варенников окончил Высшие академические курсы Генерального штаба.

Интересная страница в военной биографии генерала В.И. Варенникова — его работа в Генеральном штабе Вооруженных Сил. В 1977 году он оканчивает Высшие академические курсы Генерального штаба, спустя год получает звание генерала армии, и в 1979-м назначается первым заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР, одновременно являясь начальником Главного оперативного управления.

Параллельно с разработкой советской военной доктрины, развитием стратегии, оперативного искусства и тактики, созданием новых видов вооружений В.И. Варенников занимается вопросами развития военного сотрудничества СССР с дружественными зарубежными странами. В составе советских военных миссий неоднократно выезжает в Сирию, Анголу, Эфиопию.

В 1984—1989 годах Варенников — начальник Группы управления Министерства обороны СССР в Афганистане, которую часто называют представительством Министерства обороны СССР в Афганистане. По воспоминаниям современников, за время афганской миссии Варенников побывал во всех провинциальных и многих уездных центрах республики, в большинстве районов, где проводились боевые операции или происходило обострение обстановки. Не раз, попадая в экстремальные ситуации, проявлял личное мужество. Имел контакты с представителями всех слоёв афганского общества, оппозиции в лице крупных полевых командиров, отдельных представителей руководства «Альянса-7», великолепно знал обстановку в ДРА, положение и состояние войск 40-й армии и ВС ДРА. Часто выезжал и вылетал в глубинку, где встречался с губернаторами провинций, представителями духовенства, командирами и бойцами афганской армии, с полевыми командирами и рядовыми моджахедами, местными жителями. Обладая аналитическим умом, качествами дипломата, политика и общественного деятеля, генерал армии В.И. Варенников пользовался большим авторитетом не только в армии, но и у политического руководства. Фактически он был советником Верховного главнокомандующего ВС ДРА по военным вопросам.

Несмотря на то, что пребывание на высшей военно-административной должности в стране, где велись активные боевые действия, крайне ограничивало любые командировки за пределы зоны конфликта, В.И. Варенникову всё же пришлось дважды в течение 1986 года (с 15 мая по 15 июля и с 1 сентября по 15 октября) покидать территорию Афганистана на продолжительный срок. Генерал был назначен руководителем работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, организовывал работы непосредственно на АЭС и в прилегающих районах, руководил размещением и устройством многочисленных воинских частей, которые были выделены для этих целей из состава Министерства обороны СССР.

В 1988 году генерал Варенников за решение военных задач в Афганистане был удостоен звания Героя Советского Союза. В январе 1989 года его назначают Главнокомандующим Сухопутными войсками — заместителем министра обороны СССР.

В 1991 году В.И. Варенников, ни минуты не колеблясь, активно поддержал членов ГКЧП. Для него это было естественным шагом, ведь ещё в 1989 году он входил в депутатскую группу «Союз», созданную в противовес межрегиональной группе Попова — Афанасьева, а позже был одним из 12 подписавших известное обращение «Слово к народу», опубликованное в печати 23 июля 1991 года.

После августовских событий 1991 года В.И. Варенников был обвинён в измене Родине. Статья Уголовного кодекса, по которой обвинялся Валентин Иванович, предусматривала тяжёлое наказание: от 10 до 15 лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима с конфискацией имущества или расстрел.

Когда в феврале 1994 года лица, проходившие по делу ГКЧП, были амнистированы Государственной думой в обмен на роспуск парламентской комиссии по расследованию трагических событий сентября — октября 1993 года, из всех участников августовских событий В.И. Варенников был единственным, кто отказался от амнистии и настоял на том, чтобы его дело рассмотрел Верховный суд России. Генерала армии В.И. Варенникова судили. Военная коллегия Верховного суда не нашла состава преступления в его действиях и вынесла оправдательный приговор.

Генеральная прокуратура под давлением Ельцина опротестовала приговор Военной коллегии. Тогда делом В.И. Варенникова занялся высший судебный орган страны — Президиум Верховного суда.

В истории навсегда останутся слова Валентина Ивановича, обращённые к организаторам судилища над ним: «Вот что я хочу уже сейчас заявить моим обвинителям, пользуясь их методом — до суда! Да, я выступил против мрака и позора, которые обрушились на нашу Державу.

Но разве можно было дальше спокойно смотреть, как разваливается страна, её оборона, как нищает народ, рассыпается экономика, льётся кровь в межнациональных столкновениях, расцветает преступность, как растлевают российских девушек — будущих матерей, как их продают в рабство за звонкую монету? Разве можно было дальше терпеть унижение нашей страны, холуйство и пресмыкательство перед Западом? Судите меня — я против всего этого! Против растления, уничтожения своего народа! Против падения нашего Отечества! Найдите самую суровую статью за спасение человеческой души. Я буду только гордиться этим!

Осудите меня и за то, что я не предал слёзы вдов, оплакивающих воинов-мужей, павших на полях сражений Великой Отечественной. Вам, поправшим мораль и человеческое достоинство, подвиги наших предков и отцов, будет, на сей раз, легко избрать мне любую меру наказания. Судите меня! Не жалейте! Ибо вас будут судить принародно, начиная с Горбачёва.

Судите, что чудом остался в живых и под Сталинградом, и на Зееловских высотах, и при штурме Берлина, что прошёл на Параде Победы через Красную площадь! Покарайте меня и за то, что 4 года выводил к матерям и невестам сыновей-воинов из Афганистана.

Что ж, судите!

А мало будет — припомните мне и Чернобыль! Вас, мои обвинители, я там не видел.

Во всех случаях свой крест я буду нести с достоинством. Чиста моя совесть перед Россией и народом».

Тщательно и всесторонне изучив обстоятельства дела, Президиум ВС не пошёл на сделку с совестью и снял с Героя Советского Союза генерала армии В.И. Варенникова все обвинения в измене Родине. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал.

В.И. Варенников — это человек, о котором можно смело сказать, что он был совестью целой эпохи, патриотом, для которого Родина — не предмет торга, а смысл бытия. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы список наград, заслуженных генералом в годы его службы — фактически в течение всей его жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 года за успешное выполнение заданий правительства и проявленные при этом мужество и героизм генералу армии Варенникову Валентину Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11567). Это была операция «Магистраль», разработанная и успешно проведённая совместно с командующим 40-й армией в Афганистане Б.В. Громовым.

Помимо этого Валентин Иванович Варенников был награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Октябрьской Революции, Кутузова I степени, тремя орденами Отечественной войны I и II степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, тридцатью медалями СССР, а также более чем двадцатью иностранными орденами и медалями!

Кроме того, за выдающийся вклад в укрепление обороноспособности Родины и развитие её общественно-политических институтов В.И. Варенников был удостоен Ленинской премии (1990, за участие в изобретении оружия), премии имени В.И. Вернадского «За особый вклад в развитие России» (2000), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2002), Международной премии имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства (2002).

С 1993 года В.И. Варенников — член КПРФ, входил в состав ЦК, на выборах 1995 года был избран депутатом Государственной думы. С января 1996 года работал председателем комитета Госдумы по делам ветеранов, прилагал немало усилий к реализации Федерального закона «О ветеранах», особенно в плане социальной защиты ветеранов войны и военной службы. В 1997—2005 годах он — президент Российской ассоциации Героев — общероссийской организации, объединяющей Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы.

Валентин Иванович до конца своих дней оставался убеждённым коммунистом и активным борцом за историческую правду о Великой Отечественной войне, настоящим патриотом.