КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Facebook Youtube RSS

Олег Смолин: Не учите меня жить, лучше помогите материально

11.02 11:37

Мужчины в России умирают в трудоспособном возрасте в 3,5 раза чаще, чем женщины. 70% причин их смертности связано с алкоголем, хотя показатели его потребления последние годы снижались, заявила глава Минздрава Вероника Скворцова.
«Смертность у мужчин трудоспособного возраста составляет 750 смертей на 100 тыс. человек — это в 3,5 раза превышает количество смертей у женщин трудоспособного возраста (203 на 100 тыс.)»,— приводит слова министра «Коммерсант».


«Это алкоголь-ассоциированная смертность, и не только острая. Она значительно снизилась за последние годы: изменился рынок алкогольных напитков, меньше суррогатов и ядов. Но накопительная — циррозы, язвенная болезнь желудка, осложнения, панкреонекрозы, ранний атеросклероз, ранняя гипертоническая болезнь…» — отметила госпожа Скворцова. Она добавила, что в смертность у мужчин вносит вклад и курение: «Целый ряд неинфекционных заболеваний напрямую связан с курением».
Сейчас в развитых европейских странах смертность женщин трудоспособного возраста составляет примерно 180 на 100 тыс., и у России есть задача добиться схожего показателя. Для мужчин стоит задача добиться снижения хотя бы на треть — до 560–580, и «это будет гигантский шаг», по словам министра, хотя должно быть «примерно как у женщин — 250–300, но никак не 750».
В свою очередь, вице-премьер РФ Татьяна Голикова в октябре 2018 года заявила о недопустимости отступления в вопросе борьбы с алкоголизмом. «В последнее время появляются предложения откатиться по отдельным позициям назад. Мне кажется, что эта ситуация недопустима, поскольку нам не решить таких амбициозных задач по повышению продолжительности жизни и снижению смертности, если мы будем принимать решение об откате назад»,— сказала госпожа Голикова на заседании президентского Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Напомним, правительство начало кампанию по снижению употребления алкоголя в 2005 году и впоследствии вводило новые меры почти каждый год. Главными их целями были ограничение доступности как самого алкоголя, так и информации о нем, а также ужесточение наказания за вождение в пьяном виде. В результате, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2016 году уровень потребления алкоголя в РФ составил 11,1 л спирта на человека в год. Это минимум за 27 лет (в 1991 году — 12,2 л; пик потребления, по данным ВОЗ, пришелся на 2006 год — 17,1 л).
Отметим, что статистика ВОЗ включает в себя данные как об официальных продажах и производстве (зарегистрированное потребление), так и о домашних, неофициально (законно или незаконно) произведенных и контрабандных алкогольных напитках, равно как и статистку по алкогольным суррогатам. Такое снижение, по словам эксперта ВОЗ, является результатом грамотной антиалкогольной политики, что делает РФ примером для многих других европейских стран в реализации политики по снижению потребления алкоголя. В дальнейшем российские специалисты в области здравоохранения могли бы уделять больше внимания проведению скринингов, осмотров и краткосрочных вмешательств в рамках системы здравоохранения, чтобы помочь людям, злоупотребляющим алкоголем.


Комментирует депутат Госдумы (фракция КПРФ) Олег Смолин:
- Начнем с того, что сейчас мужчины умирают в России не только в 3,5 раза чаще, чем женщины. Если верить другим исследованиям, сегодня они умирают в три раза чаще, чем в 60-е годы. Я не уверен, что в 60-е годы мужчины пили намного меньше, чем сейчас. Хотя, наверное, меньше.
Не берусь ставить под сомнение заявление о том, что 70% смертности среди российских мужчин связаны с алкоголем. Но хотел бы напомнить, что во всем мире мужчины живут меньше, чем женщины, даже во вполне благополучных, развитых странах.
И кстати, в России в последнее время к алкоголю присоединились наркотики. Думаю, что в процентах, о которых говорит министр, наверное, не только один алкоголь, но и наркотики тоже. Хотя мужчины очень часто умирают и от сердечно-сосудистых заболеваний, и это далеко не всегда связано с алкоголем. Я вспоминаю, как Святослав Николаевич Федоров, работая со мной в Госдуме, говорил, что когда доктора вскрывают тела алкоголиков, то часто обнаруживают у них ужасную печень, но прекрасные сосуды.
Поэтому, естественно, добиваться уменьшения потребления алкоголя в стране нужно, но не теми методами, которые применялись в конце 80-х, путем разрушения виноградников в Крыму и на Кавказе. Нам нужны преимущественно методы пропаганды, продвижения здорового образа жизни, а также воспитание культуры пития.
Но я бы не сводил всю задачу только к сокращению потребления алкоголя. Есть масса других факторов, которые сокращают продолжительность жизни мужчин. Это в том числе стрессы, не связанные с алкоголем. Не секрет, что рост безработицы на 1% увеличивает количество самоубийств на 4%, психических заболеваний - на 7%, преступлений – примерно на 3,5%, и т.д. Между прочим, принимая закон о повышении пенсионного возраста, Госдума и правительство гарантировали увеличение безработицы.
В конце концов, и сам рост потребления алкоголя, скажем, на селе, во многом имеет социальный характер. У многих людей просто нет работы, или нет такой работы, которая приносила бы удовлетворение, или нет возможности нормально проводить время вне работы. Поэтому высокий уровень смертности – проблема прежде всего социальная. И даже если у нас преобладает смертность от алкоголя, то надо знать, какие социальные факторы провоцируют пьянство и алкоголизм.