КПРФ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ВКонтакте Одноклассники Телеграм: Газета Красный Путь Youtube Обком-ТВ RSS

"Красный Путь", № 38: С бухты-барахты

24.09 10:16

В то время, как власти с восторгом встречают муниципальную реформу, на местах этот процесс встречают со скепсисом и глубокой тревогой. Позиция Татьяны Лукиной, секретаря МО КПРФ Омского района, депутата районного Совета и кандидата экономических наук и доцента Омской гуманитарной академии, – не просто критика, это основанный на многолетнем опыте взгляд на системные проблемы, которые новая реформа лишь усугубит.

Эта самая реформа по мнению Татьяны Лукиной, является классическим примером того, как телегу ставят впереди лошади. Власть опять поспешила с изменениями, не имея на руках четкого, научно обоснованного плана развития. Лукина напоминает, что еще в 2020 году президентом было дано поручение разработать документ об основных направлениях развития муниципалитетов, который должен был лечь в основу всех последующих законодательных инициатив. Однако к 2025 году этого фундаментального документа до сих пор нет!?

– Толком не определено, куда и зачем мы идем, – говорит серкетарь. – Эта спешка вызывает недоумение, особенно на фоне печального опыта предыдущего масштабного преобразования – Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ-131), который приняли в 2003 году. За двадцать лет его существования в него было внесено рекордное количество изменений. Но в итоге система, построенная на его основе, признана нежизнеспособной. «Забыли» про самое главное – финансовую основу. В итоге за 20 лет прижилась практика бесконечного перекладывания ответственности с уровня на уровень. Полномочия забирали у бедных сельских поселений и передавали району, но денег району на их исполнение также не выделяли.

Этот системный порок, по мнению Лукиной, напрямую проецируется и на нынешнюю реформу. На публичных слушаниях по поводу муниципальной реформы руководители Омского района давали радужные прогнозы: эх, заживем. Но кандидат экономических наук задается логичным вопросом: где взять деньги на эту счастливую жизнь? Яркий пример – дороги. Даже те, что уже находятся на балансе района, далеки от нормативного состояния. А теперь на муниципалитет обрушилось бремя содержания дорог сразу 94 населенных пунктов, подавляющее большинство которых требует не косметического, а капитального ремонта. Где взять ресурсы?

– В поселке Пушкино второй год подряд постоянный паводок из-за резкого подъема грунтовых вод, – приводит пример секретарь. – Дома подмывает, стены рушатся, погреба заполнены водой. Местные жители, отчаявшись получить помощь, сами проявили инициативу: нашли геодезиста, согласовали со всеми ресурсоснабжающими организациями план по отводу воды. Все, что им нужно, – это техника, чтобы прорыть канавы и спасти свои дома от разрушения. Но вместо этого они слышат от власти про необходимость делать долгий и дорогой проект, на который уйдет больше года. Власть дистанцируется, не желая брать на себя ответственность за решение острой проблемы здесь и сейчас.

Кризис управления проявляется и в деградации общественных пространств. Яркой иллюстрацией служит история Подгородного лесопарка имени Грибанова. Этот объект стал жертвой предыдущей реорганизации, в ходе которого был утерян его официальный статус особо охраняемой природной территории регионального значения.

– Многие памятные и рекреационные объекты тогда лишились статуса масштаба управления, – объясняет кандидат экономических наук. – Теперь уникальный парк содержится на деньги либо коммунистов, либо найденных нами спонсоров. Местные базы отдыха используют его для прогулок клиентов, но не вкладываются в его содержание, считая, что это должен делать муниципалитет. А муниципалитету незачем тратить деньги – формально парк Грибанова находится на территории государственного лесного фонда. Когда исчезают одни административные единицы и появляются другие, легко потерять не только статусы, но и ответственность за конкретные территории. Одиннадцать лет мы пытаемся привлечь внимание к парку, сохраняя его – проводим там фестиваль «Ликующая муза».

Другой пласт проблем – это сохранение того, что было построено. Татьяна с горечью констатирует, что современные типовые проекты домов культуры, построенные по федеральным программам, не выдерживают никакого сравнения с советскими зданиями. Если старые клубы 60-х годов постройки до сих пор функционируют, то новые, модульные, приходят в негодность уже через 10 лет. Апофеозом бесхозяйственности стала история со спортивным комплексом, построенным местным СПК и торжественно открытым в 2002 году. Невероятно, но факт: этот объект до сих пор официально не введен в эксплуатацию из-за неправильно оформленных документов на землю. Юридически это объект незавершенного строительства, что блокирует доступ к любым федеральным программам ремонта или реконструкции.

– Все это – наследие той самой муниципальной системы, которую теперь хотят реформировать, – подчеркивает Лукина. – Но исправит ли новая реформа системные сбои? Или лишь усугубит их, окончательно запутав зоны ответственности? На фоне этих проблем особенно цинично звучат призывы на выборах не задумываться о сути реформы, а просто довериться «хорошему человеку» от правящей партии. Я вижу катастрофическое падение доверия людей к власти. Им годами внушали, что от их выбора ничего не зависит, и многие в это поверили, что крайне выгодно определенным силам. Низкая явка и размытие голосов с помощью досрочного голосования – вот технологии, которые работают вместо честного диалога с избирателем. Как горько заключил один из моих собеседников-управленцев, «этот корабль тонет, дайте спокойно ему утонуть».

Чтобы не утонуть, считает Татьяна Лукина, власть должна предоставить четкие финансовые и научные обоснования новых инициатив и, наконец, начать честно говорить с людьми на языке реальных дел, а не пустых оптимистичных лозунгов. Пока под обломками бюрократии не исчезнут последние островки реального местного самоуправления.

Наталья ЯКОВЛЕВА.