Красный путь
Красный путь

ВИРТУАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

В этом году Первомай впервые отмечался в России, да и в мире, виртуально. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Массовые митинги и шествия опасны, люди могут заразить друг друга. 

Но если бы не было пандемии, то у нас повторилось бы то, что происходило уже на протяжении многих последних лет. В отличие от дня Октябрьской революции, праздник Первого мая постсоветские власти отменять не стали. Они подменили его содержание. Вместо дня борьбы трудящихся за их права, за справедливую оплату труда, за достойную жизнь гражданам России предлагается праздновать аморфный и непонятный Праздник Весны и Труда. Провластные профсоюзы, давно уже утратившие право называться защитниками рабочих, автобусами привозили бы на место сбора безропотных бюджетников. Им устроили бы перекличку, отметили тех, кто не пришел, раздали бы шарики и транспаранты и велели радоваться и ликовать!

Коммунистов и других левых, которые еще помнят истинный смысл праздника, оттеснили бы куда-нибудь на окраины города – пусть там машут флагами и ведут крамольные речи, фотографируемые на телефоны «эшниками»… По телевизору их, конечно, показывать бы не стали… Поэтому большинство современных молодых людей, справедливо возмущенных своим положением, часто и не знают, что это за праздник такой…

 

ВИРТУАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

В РОССИЮ праздник Первомая пришел на рубеже XIX и XX столетий. Сначала это были немногочисленные кучки рабочих, которые выезжали за город и там под видом пикника проводили импровизированные митинги, обсуждали свои проблемы, принимали решения о методах борьбы. Притворяться отдыхающими обывателями приходилось, потому что в России, которую не устают нахваливать сегодняшние телеголовы, не было ни свободы слова и собраний, ни права создавать легальные политические партии и движения. Право было одно – только восхвалять «Его императорское величество Хозяина земли русской»…

Но русское рабочее движение быстро росло. И дело было не только в активности революционеров. Во-первых, сами условия труда и жизни рабочих были ужасны. В Москве, Петербурге, Иванове начала ХХ века роль нынешних таджиков и узбеков выполняли … сезонные работники из Ярославской, Калужской, Владимирской, Костромской и других центральных губерний. Заводчики загоняли их в бараки, отбирали паспорта, запрещали выходить за территорию, вынуждали отовариваться лишь в магазине завода, где цены были в 3 раза выше, урезали зарплаты при помощи штрафов. Пьянство, болезни, драки – вот реалии тогдашней рабочей жизни (не верите, почитайте «Мать» Горького, там красочно описана жизнь заводчан). Такая жизнь и самого мирного человека доведет до отчаяния и бунта! А во-вторых, из деревень на заработки уезжали самые активные, инициативные, с характером и с желанием жить лучше.

Первомайские праздники на рубеже веков постепенно превращаются из маевок с притворными
кадрилями в мощные демонстрации, которые власть разгоняла солдатами и казаками. В 1912–1914 годах на первомайские шествия вышли около 400 тысяч человек по всей Российской империи!

После революции 1917 года Первомай становится открытым, легальным праздником. Причем речь даже не об Октябрьской, а о Февральской революции. 1 мая 1917 года на Марсовом поле в Петрограде демонстрантов приветствовал не кто иной, как глава Временного правительства Александр Керенский. Что же касается Советской России и СССР, то, как известно, Первомай становится государственным выходным днем (сначала как День Интернационала, а потом как День международной солидарности трудящихся). Всякий, кто помнит советские времена, хотя бы по своим детским впечатлениям, подтвердит, что это был настоящий праздник. И вот он-то действительно заслуживал имени Дня Весны и Труда. То, что сейчас единороссы и сервильные профсоюзники пытаются изобразить под тем же названием, – жалкая карикатура на советское всенародное празднество, которое естественно и органично переходило в народные гуляния. Пройдя в колоннах, советские граждане шли по домам и начиналось хождение друг к другу в гости, застолья с песнями, с плясками… Разница между тогдашним и сегодняшним Днем Весны и Труда колоссальнейшая! Тогда, в советские времена никто не совал жалкие гроши за то, что люди пройдутся с плакатами. В большинстве своем люди шли сами – радостно, несли плакаты и славословили партию – искренне. Потому что действительно были благодарны Советской власти, партии, государству.

 

ПОСЛЕ распада СССР и установления дичайшего периферийного капитализма и Первомаи стали другими. Либерал-реформаторы ненавидели народ и прямо об этом говорили. Не случайно ведь народ приписывал одному рыжему либералу слова: «Пусть вымрет 30 миллионов совков – крепче будет российская демократия». Может, он буквально такое и не говорил, но все его действия как политика к этому и сводились…

Поэтому Первомай для власти был вызовом, опасностью. Ельцин с удовольствием его бы отменил, но боялся. И под любыми предлогами тогдашние защитники режима стремились сорвать зло на тех, кто праздновал Первомай, кто тосковал по растоптанной и униженной советской Родине, кто желал защитить права людей труда перед лицом новых хапуг-буржуев.

Сейчас молодые люди уже и не помнят о кровавом Первомае 1993-го, а по ТВ и в школах им об этом рассказывать не станут. Но живы люди, которые сохранили память об этом, и наш долг – передать эту память младшим поколениям. Чтобы, как пел Владимир Семенович Высоцкий: «Не забыть бы, не простить бы и не потерять!»

Что же произошло в тот далекий весенний день? Компартия, «Трудовая Россия», Фронт национального спасения вывели тогда на улицы своих сторонников. Никто не подозревал никакого подвоха. День был выходной, праздник оставался государственным. По Москве висели растяжки: «С праздником, дорогие россияне!» Нынешним молодым людям не понять, что испытывают люди моего поколения, когда слышат это «россияне». Мы непременно вспоминаем опухшее от пьянства лицо упыря, который своей беспалой ручищей рвет и до крови выжимает всю страну… Лично для меня слово «россияне» всегда, думаю, будет звучать надсадным голосом Ельцина…

Демонстрантов было около 25 тысяч. Среди них, конечно, женщины, дети, много пожилых людей. Власть оцепила полицейскими (тогда они назывались еще милицией, но суть у них была уже полицейская) все Садовое кольцо и центр. На Крымском мосту омоновская баррикада ощерилась щитами и дубинками, полиция стояла с собаками. Для прохода 25-тысячной толпе оставили узкий проход, чтоб потом сказать: мы же не препятствовали шествию! Руководители демонстрации приняли решение не идти на Красную площадь, а повернуть обратно и идти к Воробьевым горам. Власть перебросила полицаев назад и в районе площади Гагарина  демонстранты опять наткнулись на грузовики и омоновское оцепление. Это их так возмутило, что люди, взявшись за руки, с песней «Священная война» пошли на цепи. В ответ на них посыпались удары дубинок. И началось избиение, причем всех – и женщин, и стариков… Молодые мужчины из толпы демонстрантов бросились вперед, они использовали как дубинки древки знамен, бросали камни, пытались завести грузовики. Это были не сытые буржуазные детки 2019-го, которые читают омоновцам Конституцию и делают селфи, когда их волокут в автозак, а голодные, обозленные, униженные, лишившиеся всего – работы, Родины, надежд – парни 90-х... 

Итогом были раненые с обеих сторон и 2 убитых. Со стороны тех, кого как в насмешку называли «правоохранителями», 25-летний сержант Владимир Толокнеев. Его зажало между двумя грузовиками, когда схлестнулись две толпы, и он умер в больнице. Виктор Анпилов сообщил и об умершем от побоев демонстранте – ветеране Великой Отечественной войны, но власти не стали даже разбираться.

Раненых было со стороны демонстрантов около 600, с противоположной стороны – около 200. Причем демонстранты говорили о госпитализированных, а противоположная сторона – о пострадавших. Как потом выразился участник событий, арестованные ответили за каждый синяк и каждую царапину, нанесенные тем, кто стоял в оцеплении… («Кровавый Первомай 1993. Воспоминания современника»). Тоже очень знакомо, не правда ли?

Для властей кровавый Первомай был репетицией кровавого Октября 1993-го. 

 

ПЕРВОМАЙ этого года тоже был не очень-то радостный. Люди на грани нервного срыва. Многие потеряли работу, не знают уже, как им прокормиться. А руководство так и не желает выплачивать деньги из фонда, который, как нам говорили, и был предназначен для такого вот «черного дня». Зато букмекерская контора, лоббируемая правительством, и крабовая компания, крестницы сами знаете кого, получают господдержку... В Якутии восстали рабочие Газпрома, которых не обеспечили масками и перчатками, хотя на предприятии – очаг заболевания. А это ведь привилегированная часть рабочего класса, они обеспечивали сверхприбыли миллиардерам, им старались подкидывать побольше, ведь от их труда зависело благополучие жителей Рублевки и русского Лондонграда.

Что ж, борьба продолжается! Значит, первомайские лозунги не утеряли свою актуальность. А День Весны и Труда – мирный, счастливый, веселый, как в моем советском детстве, у нас еще обязательно будет. В нашей прекрасной советской России будущего!

Р. РОМАНОВ.

«Советская Россия», №40.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех