Красный путь
Красный путь

Учим управлять коптерами.

Наш сегодняшний разговор – с двумя молодыми людьми, занимающихся «первичной» подготовкой
операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Недавно такие курсы прошли в Омске.

Ребята попросили, по известным причинам, не называть их фамилии. Поэтому представим по именам. Игорь
проходил службу по контракту в зоне СВО с сентября по декабрь 2022 года, был заместителем командира
отделения БПЛА. Участвовал в обороне Дробышево, обороне Кременной. Сейчас работает с теми, кто
заключил контракт и проходит подготовку к участию в СВО. Василий был добровольцем в вооруженных силах
Луганской народной республики в 2014–2015 годах. После заключения «минских» соглашений вернулся на
родину, сейчас занимается наукой в области физики, преподает в вузе.
Игорь:
– Сейчас мы обучаем действующих сотрудников силовых структур и тех, кто идет добровольцами.
Разработали несколько разных по времени курсов – от однодневного базового для тех, «кому просто
интересно», до более углубленного. Вели занятия, например, в Бердском казачьем кадетском корпусе, вели
занятия для работников силовых структур. В принципе, управление аппаратом осваивается довольно легко,
особенно молодежью, которая с детства «в телефонах», управление понимается интуитивно. Гораздо важнее
дать нашим курсантам общее понимание того, что такое БПЛА, какие у них возможности, принципы работы.
Есть много именно фронтовой специфики. «Коптер» позволяет с минимальным риском для людей разведать
большую территорию. Сегодня 10–20–30, а то и 50 километров от «линии соприкосновения» – это не «тыл»,
это – зона огневого поражения, причем прицельного. И, что особенно важно, стараемся дать понимание
принципов противодействия БПЛА. Современная война – это по большей части война беспилотных аппаратов.
– Сейчас, если судить по публикациям в СМИ, снабжают армию «беспилотниками» в основном волонтеры.
Неужели в нашем Министерстве обороны не задумывались над этим вопросом?
Василий:
– Задумывались. Уже в 2014-и году, когда я служил в Донбассе, нам присылали опытные образцы
«беспилотников». Но массово на вооружение они почему-то не пошли. Те «коптеры», которые массово
закупают сегодня волонтеры, – это китайское производство. Некоторые модели оказались удачными –
сочетание вполне приемлемой оптики, дальности полета и относительной дешевизны.
– Кстати, о ценах. Сейчас многие группы волонтеров ведут сбор средств на БПЛА. Была информация, что в
прошлом году цены резко взлетели. Кто-то старался «навариться» на желании волонтеров помочь своим
бойцам?
Василий:
– Был резкий скачок цен в начале мобилизации, в октябре. Потом все вернулось практически к тем же
цифрам, как летом. Сейчас тоже могут быть временные проблемы. Насколько я знаю, американцы сумели
«надавить» на китайцев, и теперь распродаются остатки с «Али-Экспресс». Какое-то количество наши
волонтеры просто «возят в чемоданах», провозят через таможню в частном порядке. Но уже налаживаются
каналы поставок через Казахстан, Арабские Эмираты…
– А почему нет производства БПЛА в России?
Василий:

– Все упирается в электронику. В СССР была электронная промышленность, были даже свои компьютеры. Но в
90-е все резко бросили. Свернули такие отрасли, как, например, электронная литография, производство
полупроводников. Не знаю, на что рассчитывали. Критические вещи нужно делать самим.
– Примерно тогда же, если говорить о подготовке кадров, начали сворачиваться детские кружки и секции
технического творчества, которые могли бы готовить фактически операторов БПЛА.
Василий:
– Но если парень что-то умеет делать руками, разбирается в технике, то это ценно и на фронте. Когда я был в
Донбассе, были случаи, когда наши умельцы делали работающие вещи буквально из ничего. Классные люди
есть. Но массовости, массовой подготовки нет. Если преподавать хотя бы в вузах, то уже решения будут
приниматься по-другому, с учетом существования БПЛА. Это еще и вопрос обороны гражданских объектов.
Корпусы у большинства дронов пластиковые, они не обнаруживается радарами. Их отслеживают по их
сигналам. Разработана даже техника для отслеживания. Но опять – опытные образцы есть, а серии нет.
Нужны системы, совмещающие принципы ПВО и радиоэлектронной борьбы. Нужно ставить задачи научным
кадрам. Это уже другой уровень обороны и ведения боевых действий. Нужна обратная связь между
подразделениями, участвующими в боевых действиях, научными коллективами и производством.
– СВО выявило эти проблемы. Что-то начинает делаться?
Игорь:
– В Европейской части России, в Москве, Петербурге, ближе к границе уже есть и стандартные курсы по
подготовке операторов БПЛА, и мастерские, в которых изготавливается оборудование для БПЛА, нужное на
фронте. Делают и сами БПЛА. Собственно, собрать корпус – не проблема, Василий прав: все дело в
электронике. И все же постепенно что-то начинает «раскачиваться».
Записала
Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех