Красный путь
Красный путь

Шоу должно продолжаться?

Казачьих организаций в Омске несколько, они находятся между собой в несколько натянутых отношениях. Конкретно эти, «объединенные», которыми командует некто Владислав Буланкин, отличаются наибольшим уровнем показного православия и радикально монархическими взглядами. Они же проявляют наибольшую активность в попытках продвинуть полежаевскую идею строительства церкви на Ленинской горке. К бывшему главе региона они относятся с огромным пиететом. Так, по окончании встречи казаки даже наградили Полежаева копией николаевского ордена «За усердие», правда, тот попросил не цеплять награду на грудь – дескать, пиджак жалко.

Впрочем, это было под конец встречи, а началась она с небольшого конфликта. Бывший глава региона по-прежнему вип-персона, умеет поднять шумиху и до сих пор вызывает интерес у журналистов. На встречу приглашались только сторонники строительства церкви на Ленинской горке, однако в библиотеку им. А.С. Пушкина подтянулись и представители СМИ, и некоторые противники этого проекта. Правда, пустили не всех. В результате в «краеведческом» зале библиотеки собралось всего человек 30, включая «благонадежных» журналистов.

Открывая мероприятие, главный казак извинился за малочисленность «братиев и сестер» – дескать, рабочий день, люди не смогли собраться. Хотя, похоже, активных сторонников скандального проекта строительства храма в Омске действительно немного. Так, группа «Свято-Ильинский собор в Омске. Воскресение храма» во «Вконтакте» насчитывает лишь 110 пользователей.

В начале встречи этот же главный казак отчитался о проделанной работе. Соцопрос, проведенный Общественной палатой, показал, что более 60% омичей вообще не имеют представления ни о Фонде «Духовное наследие», ни о его планах. Людям не до того, они заняты выживанием. Не получается у сторонников строительства агитировать и в соцсетях. Поэтому решено «нести свет в массы» в форме пикетов и проведены уже аж четыре штуки. При этом Буланкин, нимало не смущаясь, заявил, что практически все омичи, с которыми казаки общались на улице, не против строительства храма.

– Я встретил только одного противника – Андрея Алехина (лидер фракции КПРФ в ЗС ОО), – сказал главный казак. – С остальными можно разговаривать.

Впрочем, я сомневаюсь, что нежелание омичей вступать в долгие споры с экзальтированно-фанатичными поклонниками строительства – это показатель того, что люди согласны с возведением церкви за бюджетные деньги. Да еще на месте сквера.

Экс-губернатор в свою очередь прочел сорокаминутную лекцию о роли церкви в истории России и собственных заслугах в деле возрождения православия в Прииртышье.

Журналисты наслаждались, предвкушая громкие заголовки. Я слушала, и постепенно у меня возникало ощущение неудобства. Так бывает, когда видишь, что кто-то совершает что-то постыдное, но не знаешь, как это остановить.

Полежаев периодически начинает заговариваться. Хотя, может быть, некоторые его высказывания – это привычка публичного политика к тому, что подконтрольные СМИ сделают вид, что не заметили ложь. Однако ситуация изменилась. Да, Полежаев по-прежнему входит в региональную «элиту», вызывает интерес у прессы, сохранил связи и знакомства. Да, один его сын – депутат ЗС ОО, а другой, как считают омские СМИ, через офшор владеет четвертью акций «Омскводоканала». Да, Полежаев имеет средства, чтобы спонсировать издание книг по истории омской культуры. Да, любое появление Полежаева на публике – это шоу, которое дает фактаж для десятков публикаций. Но его время ушло, его сегодняшнее влияние не может сравниться с тем, какое у него было, когда он возглавлял регион. В политике таких называют «сбитый летчик». Кроме того, у Полежаева в области огромный антирейтинг. Люди не прощают ему банкротство или перерегистрацию в столицы крупных омских предприятий, разрушение инфраструктуры, не прощают образовавшуюся в ту пору нищету региона. Не прощают громких, но не выполненных обещаний. «Автобусный завод», «метро», «аэропорт Федоровка»… сколько раз мы слышали эти слова под соусом «план Полежаева»?

Однако в данном случае Леониду Константиновичу, видимо, обещали, что на встрече будут только сторонники его проекта. Поэтому он разоткровенничался так, как редко бывает откровенен с журналистами. Все его выступление приводить нет смысла. Вот лишь некоторые из «перлов»:

«Петр Первый – большевик в российской истории».

По мнению Полежаева, царь виноват в том, что лишил православную церковь патриархата и встроил ее в государственную систему. Настоящие большевики, правда, потом вернули православным патриархат, отделив церковь от государства, но этим Полежаев тоже весьма недоволен.

«Марксизм-ленинизм – это религия».

Честно говоря, дико слушать такие утверждения из уст человека, который на протяжении первой половины своей сознательной жизни был членом КПСС и частью советской партийной номенклатуры. Значит, должен был хотя бы на троечку знать философию. Марксизм-ленинизм давно признан в мире, в том числе и буржуазными учеными как значимая часть философской науки. Но Полежаев, похоже, живет в какой-то своей реальности.

«Темная сторона истории СССР замалчивается».

Интересно, что еще «замалчивается» в нынешнем информационном пространстве после 30 лет либеральных «разоблачений»? На самом деле ушаты грязи вылиты уже на все, что происходило в России в 20 веке. Найти какие-то новые «грехи и преступления Советской власти» можно, только выдумав их, как, кстати, выдумана добрая часть существующих «разоблачений».

«Народ отрекся от церкви, легко поверив в лозунги справедливости».

То есть, получается, что Полежаев противопоставляет церковь и справедливость. Или – или. Большего саморазоблачения услышать сложно.

«Мы положили (в Великой Отечественной войне) 40 миллионов крещеного народа».

Цифра, конечно, взята с потолка. Но даже если принять, что Полежаев называет общее число жертв Великой Отечественной, то куда девались иудеи, мусульмане, буддисты и представители других вероисповеданий, куда девались коммунисты-атеисты? Они не гибли? Такая «прихватизация» истории и манипулирование числом жертв – это очень опасная вещь, моментально порождающая межнациональное напряжение.

«Когда в 90­м году я стал председателем Омского исполкома, народ не понимал, что происходит. За три дня государства не стало».

В том, что люди в 90­е действительно были растеряны, Полежаев прав. Однако он сам, похоже, прекрасно понимал, что происходит, и успешно воспользовался ситуацией. Собственность даже его нелюбимой невестки, которую небезуспешно стараются в последние годы разорить, сегодня оценивается в миллиарды рублей. А сколько еще бывшего народного богатства оказалось в собственности самого Полежаева и его родственников?

«Я все храмы построил в Омске и области… по моему распоряжению и за счет областного бюджета… кроме Успенского собора, для него… создал фонд, чтобы не говорили…»

Это сенсационное признание уже облетело многие СМИ. Для тех, кто не в курсе: в РФ церковь отделена от государства и существует прямой запрет на использование бюджетных средств для строительства культовых сооружений. Конечно, возможны обходные пути. Воскресенский военный собор в Омске официально числится «музеем» и находится на балансе минкульта. Но прямое финансирование церкви запрещено. Значит, бюджетные средства «перетекали» в поповские стройки через какие-то «серые схемы». С другой стороны, стоит ли удивляться уголовному делу на другого любимчика – Хабулду Шушубаева?

«Обручи веры, скреплявшие бочку, распались, и бочка развалилась… надо снова скрепить…»

То есть Полежаев уверен, что народ хочет в бочку?

«Омск – барачный город. Кроме церквей, в нем ничего нет».

Когда начинаешь думать, почему омичи имеют имидж «нытиков», невольно напрашивается объяснение: потому что 20 с лишним лет областью руководил человек, не видящий в нашем городе ничего привлекательного.

«В сквере рядом с Законодательным собранием раздавали проституток и продавали наркотики. В «Курочке Рябе» торговали водкой… я вырубил кустики… я построил собор, проститутки ушли».

Интересно, что мешало главе региона разогнать проституток с центральной площади города без вырубки сквера? Может быть, четкое понимание, что и проституток, и торговлю наркотиками «крышуют» его ближайшие соратники? Кстати, на встрече Полежаев гордо заявил, что в одну ночь снес некую «Курочку Рябу», которую никак не сносили, потому что, как оказалось, она принадлежала сыновьям председателя Законодательного собрания области Владимира Варнавского. Любопытно, что это за «наезд» на ныне действующего политика? Или Варнавский, у которого характер тоже не сахар, в чем-то недавно отказал Полежаеву и тот решил так «свести счеты»? Журналистам – тема для обсуждения.

«Храм все равно будет построен… и никакие кустики не остановят…»

То есть Полежаев абсолютно искренне считает, что имеет право нарушать любые градостроительные нормы, любые законы.

«Ленин – сатанист. Они (видимо, большевики. – Ред.) хотели стать такими же пастырями, как святые рядом с Иисусом Христом».

Честно говоря, даже больно обнаруживать такой мировоззренческий бардак в голове. Или же Полежаев, как опытный публичный политик, «подстраивался» под аудиторию, искренне считая, что «казаки» должны проглотить этот бред и попросить добавки?

«Сегодня – вакханалия против строительства храмов в России».

Интересно, где Полежаев увидел эту «вакханалию»? Не так давно митрополит Илларион сказал в одной из православных передач: «За эти неполные 30 лет мы построили свыше 30 тысяч храмов, то есть на протяжении всего этого периода мы строили или восстанавливали из руин по тысяче храмов в год, или по три храма в день». При этом количество школ, больниц, детских садов, домов культуры неуклонно сокращается. И где «вакханалия»?

«Люди не знают, какие препятствия мне строили по Успенскому собору».

Интересно, кто и какие препятствия мог «строить» всесильному губернатору? Или Полежаев говорит о протестах омичей? Да в свое время он подавил эти протесты. Но простили ли это ему? К тому же, если Успенский собор – и «бренд», то шутка про «пенопластовые кирпичи» этого собора – уже «мем».

В общем, бывший губернатор долго и со вкусом хвалил себя любимого, рассказывая, как он много сделал для православия. О работе же Фонда «Духовное наследие» сказал три слова, умудрившись даже забыть фамилию архитектора, делавшего эскиз Ильинского собора. И когда задаешь себе вопрос «Что это было?», то на ум приходит лишь одно объяснение: эти люди живут в какой-то иной реальности, в которой Полежаев по-прежнему что-то значит для области.

Или же правы журналисты, которые сейчас муссируют версию шантажа в отношении нынешнего губернатора, Александра Буркова, вероятностью громкого конфликта? Ведь сейчас как раз идет обсуждение условий взаимоотношения «Омскводоканала» и Омска, а это значит, что вопрос стоит об уровне дохода сына Полежаева, который вроде бы владеет акциями этого предприятия. Так что все «публичные обсуждения» не более чем шоу.

В общем, гадать о причинах поведения бывшего губернатора сложно. Но смотреть на все это действо было стыдно – стыдно за него. Из всесильного, который мог нести любую чушь, а прихлебатели смиренно внимали, он становится просто смешным.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

 

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В КИОСКАХ «РОСПЕЧАТИ». Обратитесь к киоскерше. Удобство заключается в том, что читатель в этом случае сможет забрать свежий номер «КП» в любое время в близрасположенном киоске, и такая подписка обойдется дешевле;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех