Красный путь
Красный путь

Рядом с интересным человеком

Искрятся эмоциями
детские творения

Детская художественная школа имени Е.В. Гурова открыта на улице 5-я Кордная в 1978 г. В 1981 – 1990 гг. здесь работал преподавателем, затем директором талантливый художник Е.В. Гуров (1954–1995 гг.). Вместе с коллективом он сделал многое для того, чтобы школа стала известна даже за пределами области. Хорошая материальная база, разработка новых программ, углубленные занятия по керамике, успехи учеников во всесоюзных и международных выставках подняли авторитет школы. Сегодня здесь обучается 400 учащихся.

С.С. Горчакова более 20 лет работает преподавателем, является членом Союза художников России.

За последние пять лет ученики ДХШ имени Е.В. Гурова приняли участие в более 170 выставочных проектах, более тысячи юных дарований отмечены гран-при, медалями и дипломами международных, всероссийских, областных, городских выставок. Откуда такие успехи? Здесь работают хорошие наставники – настоящие профессионалы, бережно ведущие детей в мир искусства. Светлана Сергеевна Горчакова – одна из них.

Непременно встретиться с известным художником мне захотелось после двух недавних выставок. В экспозиции январской выставки-конкурса на лучшее произведение 2021 года в Доме художника как магнитом притягивали керамические букеты «Аромат весны», и запомнилось имя автора – Светлана Горчакова. А в феврале была отчетная выставка детских художественных школ и школ искусств «Симфония цвета», где одним из центров притяжения стала работа «На орбите» Матвея Скрынского и удивил необычный чайник «Аз Буки Веди» Полины Вохминой. На этикетках значилось: «Преподаватель С.С. Горчакова. ДХШ №3 имени Е.В. Гурова». Вездесущий интернет подсказал, что в декабре 2020 года коллеги-педагоги, художники, родители и ученики поздравили Светлану Сергеевну с заслуженной победой в ежегодном общероссийском конкурсе «Лучший преподаватель детской школы искусств».

 

…Словно радушная хозяйка, Светлана Сергеевна показывает классы, где в каждом витает дух творчества. В одном по потолку и по стенам «разбежались» фантастические огромные и довольно симпатичные существа. В другом – искрятся эмоциями детские картины. В третьем – сказочные персонажи, кони из детских снов, удивительные композиции из чайных предметов, похожих на омские соборы, птицы, очаровывающие плавностью линий.

– Люблю эксперименты, а в керамике они бесконечны, – говорит Светлана Сергеевна, представляя произведения своих учеников. – Все, кто ею занимается, находят что-то свое, делают большие или маленькие открытия. С детства я могла подолгу смотреть на искрящийся снег, цветы, водную гладь реки, запоминая палитру, переходы оттенков из одного в другой. Еще в то время, когда училась в художественной школе, меня поразила пластичность глины, то, как она откликается на каждое прикосновение. И при этом мама воспитала во мне трудолюбие – необходимое качество для работы с глиной.

– Созданные вами произведения запоминаются с первого взгляда. А еще вы преподаете в школе, воспитываете с мужем – директором школы – сына и дочь, как же удается выкроить время для творчества?

– Стараюсь, – улыбается собеседница, – но, если честно, времени для творчества не хватает. Не за горами выставка прикладного искусства в Доме художника, в Красноярске участвую во Всероссийской выставке «Сибирская радуга», летом Уральская триенале в Екатеринбурге. Очень важны для меня летние пленэры, они проходят в разных уголках России. Жаль, не всегда получается вырваться. Обычно это десять дней общения с людьми, очарованными искусством керамики. Вдохну воздух природы и получаю импульс к новым образам. Вот «Букеты» мои – многие создали произведения на эту тему, но пропускаешь через себя, мучаешься, и рождаются непохожие на работы других.

В художественной керамике образ получается при помощи выразительных средств – формы, фактуры и окраски. Надо все это продумать и объединить в гармоничное целое. Не всегда это получается с первого раза, бывает, переделываешь не раз. В наше время создаются новые материалы, к примеру – шамот белый, красный, а в связи с техническим прогрессом появляются новые техники обжига. В одной работе можно объединить разные техники – и гончарную лепку, и ручную. А глазурь! Здесь тоже много нового. Попробуешь роспись надглазурную по сырой эмали – и восхищаешься результатом. А как волнителен момент, даже дыхание замирает, когда достаешь изделие из печи! Результаты обжигов бывают неожиданными, эффектными.

– Что для вас детская художественная школа – это особый мир, второй дом?

– Наша ДХШ для меня даже не второй дом, это моя жизнь. У нас пятилетнее обучение по федеральной предпрофессиональной программе «Художественная керамика», это направление – единственное в регионе. Уже было три выпуска. В программе обучения: рисунок, живопись, история искусства, работа в материале «керамика» и прикладная композиция. Выпускники поступают в вузы, колледжи, связанные с декоративно-прикладным искусством. Считаю, что наша школа участвует в формировании культурного пространства города. Ребята много занимаются – пять учебных часов в день, три раза в неделю. Изучают различные техники – дымковскую, гжель, современную обработку. А в пятом классе выпускники, школьники 15–17 лет, делают уже сложные работы, выполняют глазурную роспись. Мы гордимся, что уровень подготовки наших выпускников довольно высокий.

– Как вы считаете, в чем успех преподавателя, как его добиться?

– Успех любого преподавателя в том, что он должен безгранично любить свое дело и жить этим. Смысл своей педагогической работы вижу в создании нового вместе с детьми: созидать – значит создавать вместе. Вот, например, с Матвеем Скрынским мы работали над темой «Космос» и придумали оригинальное решение размещения фигур композиции с использованием металлической опоры. В результате Матвей получил гран-при на выставке «Симфония цвета».

Я помню каждого ученика, каждую работу, что происходит на данный момент, как проходит обжиг. Кто-то собирает коллекции картин, солдатиков, дорогие машины, испытывает восторг от какой-нибудь дорогой гурманской еды, а мне нравится работа с керамикой и работа с детьми. Бывает ребенок просто ходит на занятия, и вдруг в нем загорается огонек, зажженный тобой. Переживаешь потрясающие эмоции. Учитель вдохновляет учеников, а они – его. Считаю, что занятие творчеством формирует успешную личность, кем бы ни стал потом ученик.

...А потом начался урок, ребята достали свои работы, и Светлана Сергеевна подсказывает каждому юному художнику, как продолжить и что исправить.

– На уроке такая творческая атмосфера, что мне трудно быть наблюдателем, – поделилась со мной практикантка, студентка ОмГПУ Надежда Скрипа. – Светлана Сергеевна так составляет задания, что всем интересно их выполнять, школьники сами продумывают детали, видно, что у них большой опыт работы с глиной. Мне, несомненно, пригодятся идеи учителя, методика ведения урока и запомнится манера общения с детьми – на равных, как с коллегами по творчеству.

С восхищением и удивлением любуюсь еще незаконченными работами – это тот эмоциональный отклик, который всегда вызывает искусство.

Татьяна ЖУРАВОК.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех