Красный путь
Красный путь

Пять планов – пять провалов

В конце декабря 2020 года – январе нынешнего года российские СМИ взорвала волна публикаций о полном провале реализации концепции развития России до 2020 года, принятой в 2008 году – «Стратегии­2020». Но этот провал, к сожалению, оказался не единственным. Провал российской стратегии развития превратился в систему, в средство коррупционных дорогостоящих финансовых затрат. За последние двадцать лет в Российской Федерации было разработано и утверждено более пяти концепций и стратегий общенационального плана. 

I. В 2000 году Центром стратегических разработок (ЦСР) была разработана и одобрена правительством РФ общенациональная «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» («Стратегия-2010»), известная как «Программа Грефа».

В ней был заложен рост ВВП минимум на 5% в год, что должно было к 2010 году увеличить ВВП на 70%. ВВП в целом вырос, но только не в связи с качественным ростом экономики, а из-за общемирового роста стоимости нефти. Предполагался значительный рост субсидий на оплату ЖКХ. Уже к 2005 г. помощь бедным должна была возрасти в два раза.

Ничего подобного не сделано! Даже близко.

Общий уровень реализации мер составил 36%, а по разделу «Реформа социальной сферы» достиг едва 30%. Крайне низким был уровень реализации реформ в сфере образования (менее 25%), здравоохранения и социального страхования (около 20%).

А ее автор Греф между тем был назначен председателем правления Сбербанка России.

 

II. В ноябре 2008 года Минэкономразвития была разработана и утверждена правительством РФ общенациональная «Концепция-2020»

Предполагалось, в частности, что уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнут показателей, «характерных для развитых экономик мира». Так, обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности  – предполагалось увеличить с 13,9 тыс. долларов США в 2007 г. до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году.

Идеи были правильные: ориентация на развитие несырьевых отраслей, ставка на человеческий капитал. Но документ готовился как будто бы с закрытыми глазами, и разработчики не видели, что экономика России уже вползает в мировой системный кризис. При первых же «капельных» толчках кризиса-2008 «Концепция-2020» дала сбой, «лопнула», даже не успев начать реализовываться! Но огромные деньги за ее разработку были проплачены полностью. 

 

III. Третья общенациональная программа – «Стратегия-2020» – фактически явилась обновленным вариантом «Концепции долгосрочного развития России до 2020 года». Над программой почти три года работало более 1000 экспертов Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы, сторонников либерально-рыночного фундаментализма. Вновь было затрачено более 1,5 млрд рублей.

850-страничный доклад по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России был принят в декабре 2011 года, накануне выборов президента В. Путина. Он так и стал именоваться – «план Путина».

Между тем анализ «новой» стратегии показал, что в ней не оказалось ничего нового и ничего стратегического. Она явилась продолжением политико-экономического курса, который велся командой либералов с начала «реформ» 90-х годов прошлого столетия.

Прошло более десяти лет: ни один из показателей, заложенных в «Стратегию-2020», выполнен не был.

Ни роста производительности труда на 40%, ни роста реальных доходов населения на 54% достигнуто не было. По уровню производительности труда Россия отстает от развитых стран в 1,8–2,5 раза и продолжает отставать еще больше. Другими словами, «Стратегия-2020» провалилась, как и предыдущие варианты стратегий.

 

IV. В декабре 2016 года президент РФ В. Путин утвердил четвертую национальную программу – «Стратегию научно-технологического развития России».

В разработке стратегии принимали участие уже более трех тысяч экспертов ВШЭ, Центра стратегических разработок (ЦСР), этих академических оплотов рыночного фундаментализма. На ее разработку вновь было потрачено более одного миллиарда рублей.

Между тем анализ показал, что в стратегии главное внимание обращено вновь к природным ресурсам, к еще большему углублению тупикового курса либеральной команды: «Россия – сырьевой придаток Запада».

Другими словами, это, к сожалению, опять оказалась не стратегия, а очередной ни к чему и никого не обязывающий документ на полку. Поэтому ничего удивительного нет, что мы не найдем дальнейшего упоминания о нем ни в выступлениях президента, ни правительства. 

V. В мае 2017 года президент РФ В. Путин подписал указ и утвердил пятую общенациональную программу – «Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» («Стратегия-2030»).

По форме и по содержательной сути «Стратегия-2030» – это теоретически безграмотный документ,  набор прописных истин и благих пожеланий, которые в разных формах повторяются вот уже более двадцати пяти лет либерал-фундаменталистами.

Например, в пункте 2 указа президента РФ, вводимого «Стратегию-2030», правительству РФ поручается «обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации». Удивительно, неужели разработчики «Стратегии-2030» не имели оценки состояния российской экономической безопасности, то есть исходной точки, от которой определялись новые задачи государственной политики.

Парадокс, но главный вызов и угрозу экономической безопасности разработчики видят не в необходимости ускоренного развития несырьевого сектора российской экономики,  производственной экономики, а в «усилении колебаний мировых товарных рынков» и «изменении мирового спроса на энергоресурсы». 

А цель какая? Перечисляется все что можно, но только на последнем шестом месте (!) то главное, ради чего должна формироваться экономическая безопасность страны, – повышение уровня и улучшение качества жизни населения, зафиксированное в Конституции РФ.

Решение таких основополагающих социальных проблем, как рост числа бедных, низкие заработные платы, низкие пенсии, в стратегии вообще отсутствует. Совет безопасности, как и правительство РФ, считает бедными тех, чьи денежные доходы «ниже величины прожиточного минимума», в то время как прожиточный минимум не покрывает даже минимума человеческих потребностей. Разве Совет безопасности не видел, разрабатывая «Стратегию-2030», что реальные доходы населения падали четыре года подряд? При этом была проигнорирована и проблема большинства населения, которые по формальным признакам якобы не относятся к бедным, а фактически едва сводят концы с концами. Разве в Совете безопасности не ведают, что по заработной плате в реальном исчислении россияне все еще не вышли на уровень 1990 года, то есть отстали от самих себя на 25 лет? А по средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении, мы находимся на уровне 1960 года – отстали от самих себя на 50 лет.

Экономическая модель страны останется такой же, как и была. Тогда возникает вопрос: где же стратегия?

Серьезнейшую озабоченность с точки зрения экономической безопасности страны должно было бы вызвать прежде всего то, что Россия на 90 процентов утратила свой экономический суверенитет. Неужели Совет безопасности не знает, что сегодня половина российской экономики находится в офшорных юрисдикциях, а не в юрисдикции Российской Федерации? Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, а деньги за нее «эффективные менеджеры» переправляют также за рубеж,  находятся на депозитах западных банков и в казначейских бумагах западных государств, контролируются нашими геополитическими оппонентами и при желании они всегда сумеют заморозить все наши резервы. 

Видимо, забыв о предыдущих «стратегиях», В. Путин обосновывает теперь необходимость реализации национальных проектов – стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, представленных им в мае 2018 года.

Реализация национальных проектов, обобщил президент, «это то, вокруг чего строится вся наша работа сегодня… Конечная цель всех этих мероприятий заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе – поднять уровень жизни наших граждан, обеспечить безопасность нашего государства на длительную историческую перспективу». Сформулировано, казалось бы,  верно. Но ничего конкретно нового в «новой» программе на период до 2024 года не оказалось.

Итог оказался плачевным: уже в течение первых двух лет реализации нацпроектов они не только не разогнали российскую экономику, а просто с треском провалились.

Чтобы закамуфлировать провал, президент РФ 21 июля 2020 года подписал новый указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», якобы «углубляющий» майский указ 2018 года. Фактически В. Путин определил новые цели, задачи, показатели России на 10 лет, вновь обещая повышение уровня жизни, улучшение условий для бизнеса, снижение бедности и даже улучшение жилищных условий для пяти миллионов человек, правда, сдвигая «цели», «задачи», «показатели» с 2024 года в туманное будущее – до 2030 года, сформулировав их весьма расплывчато, а некоторые изъяв совсем.

Самое социально опасное заключается в том, что при реализации даже продленных до 2030 года «национальных целей и стратегических задач развития» Россия продолжит отставание в экономическом развитии от развитых стран, не вернется к уровню доходов населения последнего года «тучного» периода – 2013 года.

ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, что президенту до сих пор никто не разъяснил, что за тридцать лет «реформ» провалены все разработанные за 20 лет концепции и стратегии, сформировалась не экономика развития, а экономика торможения.

Однозначно можно фиксировать тридцатилетний экономический застой и резкое падение за последние десять лет. Неудивительно, что нынешний уровень экономики весьма далек от уровня 1990 года.

Так, доля России в мировом ВВП сократилась с 9% в 1990 году до сегодняшних 2%. С третьего места, которое занимала Россия в мире, уступая по объему валового внутреннего продукта в 1990 году только США и Японии, мы переместились на шестнадцатое место при оценке ВВП по рыночному курсу доллара. Выше нас оказались Мексика, Испания, Австрия, Канада, не говоря уже о Бразилии, Италии, Франции и Англии. В 2017 году на каждого россиянина приходилось по 8660 долларов ВВП, мы занимали по этому показателю 72-е место в мировом рейтинге, лишь немного опережая Суринам, Габон, Доминикану.

Не вышли россияне на уровень 1990 года и по заработной плате в реальном исчислении, то есть отстали от самих себя на 25 лет.

Подавляющее большинство российских семей – 79,5% – испытывают трудности с покупкой вещей первой необходимости. Чуть больше половины – 53% – не смогут позволить себе неожиданные траты, вроде срочного ремонта или же, например, лечения. Почти 50% россиян не могут позволить себе отпуск вне дома, указывают социологи. В этих условиях установленный правительством М. Мишустина прожиточный минимум на душу населения на 2021 год для трудоспособного населения 12 792 рубля, для детей – 11 303 рубля, а для пенсионеров – 10 022 рубля не является ли, как говорится в народе, «курам на смех»? 

Общий принципиальный вывод: Россия вот уже тридцать лет живет без научно обоснованного формирования своего будущего.

Общество не знает, куда идет страна, движется как бы в никуда. Страна потеряла стратегическое управление, как важнейший инструмент социально-экономического и политического развития.

Вынужден вновь вернуться к вопросу: что нужно сделать, чтобы перезапустить экономический рост в России, обеспечить стратегию социально-экономического роста, стратегию прорыва?

Первый и главный шаг – это принципиальный отказ от монетаристской неолиберальной модели экономического «роста» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы – то есть принципиальная, сознательная, научно обоснованная смена нынешнего социально-экономического курса. 

Хочет этого кто-то или нет, но в России и в ряде передовых зарубежных стран формируется и углубляется внятный запрос на социализм, общество подлинной социальной справедливости.

К тому же опыт Китая отчетливо свидетельствует, что на сегодняшний день это наиболее прогрессивная модель, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире. По стопам Китая сегодня идут Индия и страны Индокитая, именно здесь, на Востоке, сегодня закладываются контуры мира будущего, создается новый мировой порядок.

Исходя из мирового опыта, опыта Советского Союза, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Японии, Швеции, Франции, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм. Планово-рыночный на государственной основе!

Нельзя не остановиться еще на одном принципиальном вопросе. Очевидно, что уже в самое ближайшее время политическое руководство страны столкнется с крайне чувствительными жесткими экономическими санкциями, которые поставят финансово-банковскую систему России на грань экономической катастрофы. Не секрет, что отечественные банки и финансовая система, крупный бизнес в решающей мере зависят от возможностей постоянного внешнего кредитования. В случае усиленной финансовой и кредитной блокады, а к этому все идет, существующая неолиберальная модель российского офшорного капитализма не продержится и одного года.

Юрий ВОРОНИН.

ОБ АВТОРЕ: доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя Совета министров Татарской АССР – председатель Госплана ТАССР (1988–1990); первый заместитель Председателя Верховного Совета РФ (1991–1993); депутат Государственной думы (второго созыва); аудитор Счетной палаты РФ.

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех