Красный путь
Красный путь

Проблем выше крыши

А что сегодня?

А что сегодня?

Предыдущие тринадцать лет Россия уверенно удерживала пальму первенства по количеству космических запусков, а в 2016 году впервые в истории США и Китай разделили первое и второе места, произведя по 22 пуска – в то время как Россия смогла запустить всего лишь 17 ракет-носителей, правда, впервые за долгие годы российские старты шли «без сучка и задоринки». Но конец года оказался не в пользу России – в декабрьском пуске грузового космического корабля «Прогресс МС­04» была потеряна полезная нагрузка, а расследование причин аварии пока что не выявило окончательной причины катастрофы.

Не добавляют славы нашей стране и такие факты. Экипаж российского сегмента МКС было решено сократить с трех человек до двух, сокращено число грузовых «Прогрессов» к МКС. В 2016 году не стартовала ни одна целиком российская межпланетная станция, а запуск нового модуля «Наука» для МКС вновь был отложен.

В конце ноября 2016 г. прошла информация, что Следственный комитет РФ возбудил дело о хищении 300 миллионов рублей в Центре имени Хруничева. Как отмечают обозреватели, «создается ощущение, что в последние годы руководству не хватает компетентности и добросовестности. Остается только надеяться, что совместная работа Следственного комитета и преобразованного в госкорпорацию Роскосмоса сможет навести некоторый порядок на этом предприятии».

Что касается запусков новой ракеты «Ангара», пресса пишет так: «…производство которой с трудом налаживается в Омске». Вышли наружу финансовые и организационные проблемы головного предприятия российского космического агентства – центра им. Хруничева.

В 2014 году предполагалось, что универсальные ракетные модули «Ангары» будут печься как пирожки, быстро и дешево, и она будет стартовать часто в разных конфигурациях. После дебютных полетов в 2014 году «Ангара» пока не начала регулярно летать, и у нее уже начинают появляться конкуренты в виде проекта «Феникс/Сункар».

На 2017 год запланирован один пуск «Ангары» в легком варианте. В 2018 и 2019 есть планы выводить на легкой «Ангаре» спутники связи «Гонец». Специалисты уже опасаются, что на то, чтобы сделать «Ангару» еще и тяжелой (а значит, дорогой), денег нет, и будущее ее пока не безоблачно.

Дисквалифицировали за срыв госконтрактов

Летом прошлого года московское руководство холдинга ГКПНЦ им. М. В. Хруничева презентовало сборочный цех ракет-носителей в Омске. Тогда директор ПО «Полет» Михаил Остроушенко показывал цеха предварительной сборки, где работают над топливными баками для третьей и четвертой «Ангары», а также закачивалась сборка второго образца ракеты «Ангара­А5». Кроме того, топ-менеджер тогда рассказал, что не готов основной цех, где должно развернуться  производство. Его хотели построить еще в 2014 году, но из-за проблем с подрядной организацией строительство затянулось.

В конце прошлого года за срыв сроков по программе запуска на «Полете» производства ракетоносителей «Ангара» директора Остроушенко наказали штрафом в 30 тысяч рублей по постановлению Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России.

В январе этого года мировой суд по заявлению прокуратуры Октябрьского округа признал Остроушенко виновным по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа».

В апреле в аккурат к Дню космонавтики Октябрьский районный суд Омска оставил в силе решение мирового суда о дисквалификации на шесть месяцев руководителя филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» в Омске – директора ПО «Полет» Михаила Остроушенко.

Непосредственный начальник Михаила Остроушенко – глава ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» Андрей Калиновский также подтвердил факты срыва сроков поставки ракет, из-за чего Роскосмос предъявил центру иски суммарно почти на 4 миллиарда. Испытания ракеты «Ангара­А5» отложили на 2018 год.

Случайно? Вряд ли!

В апреле прошлого года нашей газете дал интервью руководитель научно-технического центра «Бета» ПО «Полет» (на тот момент), «Лучший изобретатель ракетно-космической отрасли» (удостоверение №22) Вячеслав Иванович Котельников. С гневом и болью за судьбу флагмана отечественного ракетостроения – Омского производственного объединения «Полет» он рассказал о том, что происходит на предприятии. Поведал об оптимизации и внедрении так называемого «бережливого производства».

После того как генеральным директором ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева», куда входит и ПО «Полет», с 26 марта 2015 года стал А.В. Калиновский, всем специалистам предприятия стало ясно, что «команда» менеджеров во главе с новым директором решила превратить завод в цех отверточной сборки. Такой, когда комплектующие детали и узлы для ракетоносителя «Ангара» будут изготавливаться по всей стране, а накладные и транспортные расходы превысят стоимость этих комплектующих.

В результате кадровых перестановок, осуществленных под руководством директора М.В. Остроушенко, отмечал В.И. Котельников, практически полностью были отстранены люди, знающие производство и способные организовать его должным образом. Так, по устному приказу директора, к станку DINOMAX, стоимостью 327 млн рублей, были поставлены операторы без опыта работы. В итоге – брак дорогостоящих деталей! Прием на работу и направление на сложное и дорогостоящее оборудование непрофильных, неподготовленных работников демонстрирует только безответственность руководства и отрицание им роли профессионализма на каждом рабочем месте. Вячеслав Иванович, являясь профессионалом высокого уровня, заявил еще тогда в 2016 г., что такие неприемлемые для наукоемкого производства ошибки – следствие общей стратегии руководства заводом, не учитывающей особенности процесса ракетостроения. Как можно не понимать, что производство ракет многократно сложней даже производства самолетов, потому что каждая ракета, каждый спутник уникальны, и их нельзя испытать как самолет.

В.И. Котельников направлял обычное и открытое письма президенту России В.В. Путину, министру обороны РФ С.К. Шойгу, но его тревоги никто не услышал.

Практически кризис

Прошлой осенью объявили, что российский экипаж МКС сократят с трех человек до двух. Причина – выделяемые на федеральную космическую программу деньги сокращают, убрали один грузовой «Прогресс» в год, а без него припасов на трех космонавтов не хватит. Самый тяжелый удар это решение нанесло по российскому отряду космонавтов. Уже запланированные экипажи (а совместные тренировки начинаются за годы до полета) перетрясли. Если раньше своей очереди на полет нужно было ждать примерно 9­10 лет, то теперь этот срок еще увеличился. На таком фоне перенесли отбор в космонавты, который ожидался в 2016 году.

Сегодня в России всего 38 космонавтов. В отряде ЦПК им. Гагарина 18 космонавтов, из них 4 кандидата. В отряде РКК «Энергия» – 15 космонавтов, из них 3 кандидата. В отряде Института медико-биологических проблем – 2 космонавта, из них один кандидат. Кроме того, еще три человека в отряды не входят. Но сложилась особая ситуация: в отрядах мало опытных космонавтов, особенно тех, кто летал на кораблях «Союз». Раньше можно было послать опытного космонавта, а с ним новичка, а сегодня – увы, нет. Самый опытный среди космонавтов – Виктор Афанасьев, который за три полета провел в космосе около полутора лет.

Так что, у российской космонавтики проблем хватает, и можно сказать, что отрасль, который мы всегда гордились, переживает кризис.

Подготовила
Анна ЧАЛАЯ.

Омск – Москва – Омск.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех