Красный путь
Красный путь

Красногорский гидроузел – чемодан без ручки

Омское правительство всё же решило достраивать гидроузел на Иртыше ­ за 9,4 миллиарда бюджетных рублей

Чемодан без ручки, как известно, и нести тяжело, и бросить жалко. В нашей области таких «чемоданов» избыток. Самые большие – метро, аэропорт Федоровка, Красногорский гидроузел.

Донести их до пункта назначения ни нашим руководителям-чиновникам, ни нашим строителям уже долгие-долгие  годы не удается. Больно тяжелые – народных денег туда много вложено. Но по дороге многие деятели, несущие эти чемоданы, уже схвачены за руку – за «облегчение» их содержимого. И вот – новое сообщение: 13 июня «для исполнения поручения премьер-министра Дмитрия Медведева» один из таких чемоданов решили все-таки дотащить. Но прежде в очередной раз пополнить его довольно приличной суммой из областного бюджета – почти девять с половиной миллиардов рублей.

Где деньги, Зин?

Уже первое сообщение о принятии  правительством распоряжения «О строительстве Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш» шокировало многих следящих за темой омичей. Прежде всего тем, что «бессрочную» достройку гидроузла предполагалось вести на средства областного бюджета. Но откуда в бюджете 9,4 млрд рублей?  (Это на подступах к бюджету всего областного центра!)

Удивило омичей и объяснение, которое дали этому решению высокопоставленные омские чиновники.

«Позиция поддержана министерством природных ресурсов РФ», – доложил зампред правительства Игорь Бондарев.

«Проект прошел все согласования», ­ подчеркнул врио губернатора Александр Бурков. 

И ни слова, откуда брать деньги…

Эколог и общественник Сергей Костарев не мог сдержать гнева в своем Телеграмм-канале:

«Хороший у нас новый губернатор ожидается – теперь вместо федеральных денег на вредную плотину будут областной бюджет просаживать. Девять миллиардов. И это без учета ежегодных трат на поддержание сооружения и ликвидацию последствий действия плотины (подтопление, ледоход и заторы, перенос коллектора и пристаней, разрывы нефтепроводов, крушение судов в узком и кривом шлюзе...). При том, что недавно сумма на завершение миллиардов шесть оставалась. А теперь ссылаются, что федералы требуют доделать. Ага, федералам – то что – деньги не их, а местные князьки пусть своих крепостных уж совсем до нитки оберут… И это миллиарды без учета проданных «налево» тысяч тонн песка».

 

Они же памятники!

– Да дело даже не просто в деньгах, а в целеполагании их использования, – считает председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности при Омской торгово-промышленной палате, директор фирмы «Коминформ» Сергей Мизя. – Основным мотивом было все-таки не столько вода, не столько нужды города, сколько освоение бюджетных денежных средств – по привычной формуле Полежаева и его правой руки Шишова. И это «освоение» началось по совершенно непродуманному проекту. К тому же начали строить – и бросили. А для любой стройки приостановление – это катастрофа. Для гидроузла – это катастрофа вдвойне. Плотина стоит, река течет. И все размывает. Вода – это четвертая стихия. Она ошибок не прощает. Раздолбайства не терпит. 

И теперь надо проводить очередную экспертизу: что там творится под подошвой плотины?! В свое время уже приезжали специалисты, смотрели и крутили пальцем у виска: вы что, мол, совсем дураки? В равнинной реке насыпали щебня и поставили плотину. После запуска плотины, давление воды существенно увеличится и из-под плотины будет вымываться суглинок и песок – и она начнет проседать. Это полное головотяпство – таким образом заниматься строительством.  И то, как его задумывали. И то, как исполняли – преступная халатность.

И вот теперь – давайте строить на деньги из бюджета. В госбюджете РФ на это денег нет, а областной бюджет тем более весь дырявый. Чтобы майские указы президента  выполнять – начинают занимать, насиловать весь бизнес, ободрали уже все население через акцизы и разные поборы. И где тут взять денег на какую-то плотину. 

Не знаю, как они будут выкручиваться. Думаю, что это заседание правительства и решение по гидроузлу есть не что иное, как предвыборный треп. Это подготовка Буркова к скорым выборам. Пиар его достижений: фильтр на ТЭЦ­5 запустил – золы в городе станет меньше, «экологическую машину» купил для контроля за воздухом, а теперь и гидроузел будет достраивать. 

Но я уверен, никто из правительства Омской области проблему гидроузла всерьез  не прорабатывал. Думаю, что гидроузел, метро, аэропорт Федоровка – это памятники полежаевско-шишовской бесхозяйственности и безответственности, замешанной на алчности.  И следствие бестолковой дурости, которой при нынешней власти у нас в стране – на триллионы рублей. И никто не несет ответственности. А тут какие-то девять миллиардов…

 

Кого крайним назначат?

Непродуманным проектом считает это строительство и руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Омской области Андрей Алехин:

– Изначально, когда еще при губернаторе Полежаеве принималось решение о начале строительства гидроузла, мы категорически выступали против. По многим причинам. Затраты на объект предполагались колоссальные, а его необходимость была уже тогда весьма сомнительна. И опасения наши подтвердились. Нынешнее наше правительство оказалось заложником тогдашнего решения Полежаева.

И вот сейчас объект уже находится в опасном состоянии. Работы не ведутся практически уже года три, с тех пор как закрылся «Мостовик». Хотя мы лет пять назад, когда только начинал губернаторство Виктор Иванович Назаров, обсуждали эту проблему. Он тогда сказал, что точка невозврата пройдена – легче его достроить, чем бросить. Но легче не оказалось. Во всяком случае, при Назарове не только не достроили, но и вообще стройку остановили.  Оставили в наследство нынешнему губернатору. И именно ему и его правительству сейчас под давлением федерального правительства нужно как-то выходить из положения. Ведь на строительство гидроузла выделялись немалые федеральные средства. А результата нет. И сейчас правительство Российской Федерации требует ответа: а куда вы их потратили? Если вы не закончите объект, то кто-то должен ответить. Кого они назначат крайним, сейчас трудно сказать.

А крайним никто стать не хочет. Поэтому сейчас ищут средства. Но в областном бюджете мы больших денег не найдем, не говоря уж о всей заявленной сумме.

У нас много первоочередных позиций, которые жизненно важны и для Омска и для области. Это и зарплаты. И детские сады. И транспорт, особенно после скачка цен на бензин. И много чего другого. Дыр в бюджете выше крыши. С кого снимать деньги на гидроузел, у кого забирать? Тем более на объект,  который  достаточно спорный.

Какое решение будет окончательным – посмотрим. Но пока с предложением о внесении изменений в областной бюджет по поводу финансирования строительства гидроузла правительство области не входило.

Думаю, что без федеральных денег мы эту проблему не решим. Об этом уже говорил и врио губернатора Александр Бурков. Надо, мол, входить в федеральные программы софинансирования и подпитываться федеральными средствами. Позиция правильная. Однако он же отмечал, что из 44 программ мы участвуем только в 12. Да и есть ли такая программа именно по нашему гидроузлу?

Если бы, да кабы…

15 июня директор КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» Андрей Молчанов сообщил, что принятие  распоряжения о завершении строительства гидроузла предполагает большие расходы, но это не означает, что вся необходимая сумма будет выделена из бюджета Омской области.

«На сегодняшний день расчетная стоимость завершения строительства Красногорского водоподъемного гидроузла составляет почти 9,5 млрд руб. Если говорить об источниках финансирования, то здесь однозначно речь идет о софинансировании. Областной бюджет не располагает такой суммой. Для прояснения ситуации могу сказать, что если бы мы сегодня строили гидроузел, из федерального бюджета поступило бы порядка 86% от необходимой суммы, из областного –14%. О том, как будет распределен процент в следующем году и о более конкретных сроках строительства Красногорского гидроузла, мы сможем говорить только после того, как получим положительное заключение откорректированной проектной документации в Главгосэкспертизе», – пояснил Молчанов. 

Из этого «пояснения» ясно только одно: будущее гидроузла весьма туманно. Дадут ли федералы денег и дадут ли вообще, не понятно. Сроки завершения строительства тоже не определены. Словом, треп, да и только…

Владимир ПОГОДИН.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех