Красный путь
Красный путь

Из пустого в порожнее, или Как долго будет продолжаться безумная откачка денег из бюджета

В  омских СМИ появилась информация о срочной необходимости в очередной раз спасать полежаевский долгострой – Красногорский гидроузел. Казенное учреждение Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» определилось с подрядчиком, который будет заниматься водопонижением на этом злосчастном гидроузле. Контракт по стартовой цене в 16,884 млн рублей заключен с единственным предприятием, подавшим заявку на аукцион. Это – омское ООО «Термона Сибирь Сервисмонтаж», генеральным директором и единственным учредителем которого является Александр Филимонов. 

От подрядчика требуется с помощью 32 мощных насосов круглосуточно в период с 19 апреля по 26 декабря откачивать воду из сооружений недостроенного гидроузла – строительных котлованов и судоходного шлюза. Для этого на объекте должны посменно работать бригады квалифицированных работников. Подрядчик также обязан иметь резервное оборудование, если основное вдруг выйдет из строя. 

Напомним, что в 2019 году омские чиновники не менее срочно искали подрядчика-спасителя для искусственного кормления этого недоношенного детища бывшего губернатора Полежаева. Недостроенный гидроузел у села Красная Горка уже тогда не в первый раз оказался под угрозой затопления. Правда, тогда на работы по водопонижению предполагалось выделить «всего» 8,6 млн рублей. Заявку на аукцион подала лишь одна компания из Омска – та же, что и в этом году – «Термона Сибирь Сервисмонтаж». Заметили, как в этом году выросли ее (или чиновников-заказчиков) аппетиты?

Аукцион по водопонижению на недостроенном Красногорском гидроузле объявляло все то же «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений». Как пояснялось в техническом задании заказчика на портале госзакупок, «строительные котлованы левобережной водосливной плотины, верхнего и нижнего подходного каналов, верхней и нижней головы судоходного шлюза и самого судоходного шлюза может затопить при подъеме уровня воды в Иртыше».

Для того чтобы этого не про­изошло, требовалось мощное оборудование: 12 дренажных насосов производительностью не менее 318 куб. в час, 15 скважинных насосов производительностью не менее 25 куб. в час, три поршневых насоса производительностью не менее 90 куб. в час и два погружных насоса производительностью не менее 25 куб. в час.  По данным портала госзакупок, государственный контракт был рассчитан на 123 дня.

Что же это за уникальная и ценная для областного заказчика фирма? В омских деловых кругах она известна лишь тем, что является официальным представителем чешского производителя газовых котлов Thermona. Отсюда возникают к организаторам аукциона вопросы. Есть ли у этой фирмы должные компетенции в области гидрологии, почему из года в год она единственный участник и спаситель гидроузла? И в чем причина столь резкого повышения стоимости работ по спасению гидроузла, насколько оно обосновано? Есть ли, как говорится, свет в конце тоннеля?

Напомним, что строительство гидроузла началось в 2011 году и остановилось в 2015 году после банкротства подрядчика – НПО «Мостовик». В начале 2019 года выяснилось, что недостроенные сооружения затоплены и под воздействием воды разрушаются.

Можно предположить, что в результате многолетних напряженных и длительных усилий по водопонижению резко вырос объем фильтрации грунтовой и иртышской воды в защитные зоны остановленной стройки. А это уже вдвойне неприятно и опасно для заказчика, потому что вместе с водой  мощные насосы наверняка выбрасывают в реку сотни тонн песка, супеси и донной глины. К тому же именно из этих материалов фирма «Прибой» В. Филатова и построила защитные дамбы шлюзовых камер, а фирмы руководителя «Мостовика» Шишова на подушку из щебня установили бетонную плотину. Строительная экспертиза еще накануне остановки стройки выявляла опасную просадку тела плотины именно из-за предполагаемой фильтрации воды под плотиной и вымывания из-под нее русловых отложений, на которые она опирается. Кроме того, фирма «Прибой» в нарушение проекта в отводящем канале добывала высокомодульный песок для продажи на сторону и углубила русло канала на 9 метров ниже проектных отметок. Уже на следующий год во время паводка в эту яму сползли бетонные защитные плиты шлюзового канала. Таким образом, есть все основания полагать, что интенсивной откачкой воды можно не защитить, а только ускорить разрушение плотины.

То есть все эти вливания бюджетных средств, все это подорожание работ по спасению гидроузла в лучшем случае – переливание из пустого в порожнее, а в худшем – отложенная катастрофа. Свет в конце тоннеля даже не просматривается.

Что удивительно, широкая, как говорится, общественность плохо представляет, что на этом объекте на самом деле творится и какие деньги там крутятся. Наши СМИ, сообщая вышеприведенные суммы с подачи чиновников, сами того не подозревая, вешают читателям лапшу на уши. А если копнуть глубже, обратиться к другим источникам деловой информации, то картина будет несколько другая. Например, по сообщениям СМИ, стоимость контракта с подрядчиком в 2019 году составляла 8,6 млн рублей. А на публичных сайтах системы госзакупок РФ имеется достоверная информация о том, что в 2019 году ООО «Термона Сибирь СМ» за услуги по водопонижению на гидроузле заключила еще два контракта: 26.08.2019 г. на сумму 5 млн 887 тыс.766 руб. 96 копеек, а 9 декабря 2019 года еще на 11 млн 170 тыс. 950 руб. 97 копеек. 14 апреля 2020 года фирма получила заказ на водопонижение на сумму 11млн 29 тыс. 943 руб. 33 копейки, а 9 декабря 2020 года еще на 5 млн 68 тыс. 265 руб.14 копеек. Кроме указанного в прессе заказа, 17 февраля 2021 года также был заключен контракт с государственным заказчиком на сумму 1 млн 608 тыс. 336 рублей.

Не хилая откачка из бюджета?! И ведь что удивительно – подсчитано  вплоть до копеек! Еще более удивительно то, что никто не «удивляется», как можно откачивать воду из открытого водоема только дренажными насосами по 7632 кубометра в сутки в ноябре и декабре?!  Ни заказчиков, ни надзорные органы это не беспокоит и не настораживает. Видимо, для них иртышская вода какая-то особенная – зимой незамерзающая.

Так что причины столь резкого повышения стоимости работ, включая неведомые для общественности, видимо, не только в необходимости спасать безнадежное детище – гидроузел. Это, полагаю, банальная и уже привычная, обыденная коррупция. Но кто-то же должен остановить это безобразие – бессмысленные полукриминальные траты на полежаевско-шишовские стройки века: аэропорт Федоровка, метро, гидроузел. Судьба у этих недостроев такая же, как и у «Арены Омск» – они будут снесены. Настало время депутатам, сотрудникам правоохранительных органов и прокуратуры заставить областных чиновников провести комплексные экономико-строительные экспертизы всех объектов и поставить жирную точку на этих и других безумных экономических экспериментах с деньгами областного и федерального бюджета – начиная со времени «правления» Л. Полежаева и кончая сегодняшним днем.

Сергей МИЗЯ,

председатель комитета по безопасности Омской
торгово-промышленной
палаты.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех