Красный путь
Красный путь

И вновь реформа…

За счёт «медвежьих углов»

В декабре прошлого года единороссы Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в Госдуму очередной законопроект, перекраивающий систему местного самоуправления. Закон еще не принят окончательно, но власти уже расписали сроки его реализации. Сообщается, что основная часть положений вступает в силу с 1 января 2023 года, но при этом устанавливается «переходный период» до 1 января 2028 года.

Проект закона – это почти полсотни страниц, но основные его положения состоят в следующем.

Уничтожается двухуровневая система местного самоуправления. Преобразования управления крупными городами вроде Омска – особый разговор. А вот для жителей омского села законопроект грозит многими изменениями.

Так, исчезают Советы поселений и администрации поселений как юридические лица. У бывших поселений не будет своих бюджетов и какой-либо собственности. Все переходит в ведение районных администраций. Точнее даже не районных, а неких «окружных». Одноуровневая система местного самоуправления будет основана на городских и муниципальных округах, причем к территориальному принципу (который был заложен при создании районов) добавляется некий принцип «привязки к населению». А это уже дает повод ожидать, что грядет «укрупнение», с карты исчезнут как самостоятельные муниципальные образования и некоторые районы.

Повышается ответственность глав муниципальных образований перед губернаторами. Губернатору дается право «вынести предупреждение» и «объявить выговор» главе муниципального образования за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Мэр может быть отстранен от должности Советом депутатов или через суд по инициативе губернатора. Кроме того, сейчас существует три модели выборов мэров городов и районов: прямое голосование жителей (сохранилось лишь в единицах городов), выборы из состава Советов депутатов и назначение депутатами одного из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, половину которой формирует губернатор. Законопроект оставляет «конкурсную комиссию» только для назначения сити-менеджеров (руководителей администраций без статуса главы города). Для кандидатов в мэры третья модель меняется – кандидатов сможет представлять лично губернатор.

У местных органов власти сократят число полномочий, часть из которых губернаторы могут вернуть городам и муниципальным районам обратно.

По оценкам специалистов, местное самоуправление в ближайшее время трансформируется из демократического института в институт технократический.

 

Что это означает?

Во-первых, власть оказывается еще дальше от населения. Значительная часть тех вопросов, которые решаются в администрации поселений, теперь потребуют поездки в район. Не все, конечно. Бюрократическая машина не даст сократить всех чиновников поселенческих администраций, их просто переименуют. «Пилотным» регионом для «обкатки» данного законопроекта был Ставропольский край. Там бывшие поселенческие администрации были преобразованы в некие «территориальные отделы», в которых сохранили рабочие места прежние чиновники. Однако никакой ответственности перед односельчанами они нести не будут.

Юридически и сегодня ни Совет поселения, ни поселенческая администрация ничего не решают. Львиная доля вопросов, рассматриваемых на заседаниях Советов поселений, это «приведение в соответствие с федеральным законодательством» собственных документов.

Однако какие-то полезные дела все же делаются. Как пример можно привести проблему автобусных остановок в Новотроицком поселении Омского района. Когда потребовалось оборудовать остановочный пункт на улице 50 лет Октября в деревне Чернолучье, это обошлось бюджету поселения в сумму порядка 100 тысяч рублей. Нужно оборудование остановочных пунктов на поворотах в деревню Луговая и село Новотроицкое на Красноярском тракте и на дороге от Красноярского тракта до поселка Чернолучье, находящихся в региональном подчинении. Стоимость строительства каждого по проекту оценено… в 5 миллионов рублей. Именно во столько обойдется строительство остановки, если соблюдать все действующие нормативы для дорог регионального значения.

То есть что угодно новое в бывших поселениях будет появляться только за счет личных средств граждан или за счет неких предельно забюрократизированных «программ», участие в которых будет зависеть только от активности чиновников. Или – грантов, с которыми работать могут очень немногие. Все это неизбежно приведет к сокращению реальных вложений в сферу жизнеобеспечения тех населенных пунктов, которые не будут являться центрами «муниципальных округов». Реформа ускорит процессы урбанизации и вымирания малых деревень. Малые населенные пункты будут просто «выпадать» из поля зрения муниципальной власти, и кто возьмет в них на себя функции реальной власти, неизвестно.

Естественно,
вся эта история началась не вчера

Систему местного самоуправления много лет подряд выхолащивали и оставляли с минимумом денег и полномочий. Достаточно вдуматься только в один факт. На территории любого поселения ведется какая-никакая хозяйственная деятельность хотя бы в форме сельского магазинчика, однако НДС от продажи товаров жителям поселения вообще не попадает в его бюджет. Из налогов на доходы физических лиц, причем организации, в которых работают те лица, должны быть зарегистрированы на территории сельского поселения (например, школа или та же администрация), в его бюджет попадает лишь 2%. А если житель, скажем, поселка Омский работает на нефтезаводе, то он ни копейки не приносит в бюджет поселения. Вот и оказывается, что основной источник доходов поселений – «дорожные» деньги, которые платят владельцы автомобилей, прописанные в этих поселениях. Причем тратятся они только на дороги. В результате большинства сельских бюджетов едва хватает на зарплаты главы и бухгалтера и на очистку дороги от снега. Уличное освещение – проблема. Привести в порядок памятник в центре – проблема. Спортивные и детские сооружения появляются только за счет программ какого-нибудь «Газпрома» и грантов (где их умеют писать)…

Муниципальный депутатский корпус сегодня – это, по сути, активисты-общественники, которые раньше часто за свой счет помогали соседям. Но с внедрением единого для депутатов всех уровней представительной власти декларирования доходов, владельцы ИП и КФХ стали отказываться от депутатских мандатов. Причина: депутатская отчетность более сложная, чем требуется от ИП и КФХ.

Права у низовых органов представительной власти сегодня вроде бы и есть, а вот возможностей для их реализации нет. Единственное право, которое сегодня могут использовать депутаты Советов поселений, – это блокировать решения о размещении на их территориях каких-то вредных объектов. Например, свалки с «городским» мусором. Тут дружное «нет» сельских депутатов может сделать невозможными планы властей решить проблему за счет какого-нибудь «медвежьего угла». Теперь такой возможности не будет. Все будет решаться на уровне сегодняшнего района.

У депутатов от КПРФ и на уровне Советов муниципальных районов, и на уровне Советов поселений очень много вопросов. Более или менее подробной информации о том, как все будет, пока получить невозможно. Складывается лишь понимание того, что из понятия «самоуправление» исчезает слово «само». Да, будет создана некая схема управления территориями, в которой жители из граждан с собственной волей превращаются в некие «объекты управления» и «оказания управленческих услуг». И не более.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех