Красный путь
Красный путь

И мчалась жизнь стремительно

В новом поселке уже в марте следующего года стали нарезать усадебные участки. Брали их охотно, так как здесь не нужно было платить городские налоги. Скоро удобных участков уже не осталось, и по Семипалатинскому тракту появился еще один выселок.

Не успели казаки отстроить свои дома, как на Атаманском появляются новые жители – разночинцы, которые просто арендовали усадебные места на продолжительный срок (12 лет и более), а вскоре дома стали скупать торговцы и железнодорожники. Так формировался социальный состав населения. Нередко бывали стычки между казаками и разночинцами, поскольку первые считали себя местной элитой.

В 1911 г. хутор соединили с Омском узкоколейной железнодорожной веткой длиной в 3,5 версты, по которой перевозились пассажиры и грузы.

Городская дума в 1915 г. рассматривала вопрос о присоединении Атаманского хутора к городу, но посчитала, что присоединение вызовет большие бюджетные расходы на благоустройство. Через год хутор назвали Атаманской станицей, и на этом пока вопрос о присоединении к Омску застрял.

Одновременно с Атаманским росли и другие поселки, прилегающие к железной дороге. Черный городок – на правом берегу Иртыша у железнодорожного моста. Здесь жили строители железной дороги, рабочие паровозного депо, кочегары, смазчики. Чуть южнее – еще один поселок – Порт-Артур (в 1930­гг. – поселок им. Куйбышева). Один из участков Порт-Артура, где в землянках селились строители Транссиба, превратился в поселок Треугольник.

Большой процент пролетариата на территории этих поселков обусловил дальнейшую судьбу этого района. В железнодорожном клубе, или, как его называли, железнодорожном собрании, в апреле 1917 г. разместился штаб Красной гвардии. Самый большой и сильный красногвардейский отряд создали именно рабочие железнодорожники на Атаманском хуторе.

Город Ленинск-Омский

Революционное прошлое, скорее всего, и стало определяющим фактором, когда в 1921 г. на пленуме Омского губисполкома решили Атаманскому хутору дать имя великого Ленина и назвать его «поселок Ленинск». В конце 1922 г. этот поселок вместе с Черным городком, Рабочей слободкой, Красным городком (возник в 1920­х годах южнее паровозоремонтного завода), поселками Порт-Артур, Треугольник, Сахалин, Семипалатинский преобразовали в город Ленинск. А в мае 1925 г. административная комиссия при Президиуме ВЦИК присвоила ему наименование «Ленинск-Омский».

В 1925 г. в Ленинске-Омском проживало почти 35 тыс. человек. В основном они ютились в убогих домишках из старых шпал, ящиков, землянках, глинобитных саманных халупах. Эти постройки и составили основной жилой фонд будущего Ленинского района.

Инженер Назаретов выступил инициатором плановой застройки Ленинска-Омского. Им в 1923 г. был разработан план, по которому территория должна была «представлять собой город-сад в виде пятиконечной звезды как эмблемы Республики Советов». Задумки нереализованного проекта прослеживаются на карте современного Ленинского округа – 1­я и 2­я улицы Красной Звезды пересекаются, как искривленные лучи.

В те годы активно ведется благоустройство: производится планировка улиц с подвозкой земли, прокапываются водосточные канавы, сооружаются новые тротуары, прокладывается водопровод.

Это было время больших перемен. Все неграмотные от 14 до 16 лет, не состоящие на службе в советских учреждениях, должны были зарегистрироваться в отделе народного образования пригородов с тем, чтобы пройти обучение. Летом 1922 г. только в одном Лагерном городке (ныне 14­й военный городок) имелось пять школ по ликвидации неграмотности. Была образована 1­я железнодорожная школа имени З.И. Лобкова (ныне школа №72). На станциях Омск, Московка и Куломзино открыли детские столовые и больницы.

В 1928 г. распахнул двери клуб им.
3.И Лобкова (ныне областной дом учителя, памятник истории и архитектуры) с залом на 1200 мест (архитектор – С.М. Игнатович). Во время его строительства газета «Рабочий путь» писала: «...клуб будет отвечать последним достижениям техники и гигиены: тут поместятся и читальня, и библиотека, и кружки, и спортзал с кабинками душа и ваннами, и огромный зал, и прочее, и прочее». Нужно ли говорить, как потянулись в этот очаг культуры омичи.

Целенаправленно осуществляется переход от индивидуального к государственному строительству. Управление Омской железной дороги впервые получило кредит в сумме 400 тыс. рублей на строительство многоквартирных жилых домов для железнодорожников. Также начинается возведение двухэтажных домов жилкооперативами. Приезжие и омичи в 1928 г. дивились и восхищались строительством первого шлакобетонного 81 ­квартирного дома на привокзальной площади.

Заметим, примерно в это время – 26 января 1928 г. – в Омск с целью изучения причин хлебозаготовительного кризиса приезжал глава государства – генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин, который принял участие в заседании бюро Омского окружного комитета ВКП(б).

В пыльном и грязном Омске тех лет парковое хозяйство было развито более чем слабо. Но уже предпринимаются попытки серьезно заняться озеленением – так, в 1928 г. городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принимает постановление «По охране зеленых насаждений и пастбищ города Омска».

14 августа 1930 г. город Ленинск-Омский решили преобразовать в Горный район (почему такое название – история умалчивает. – Авт.) Омска, а с марта 1935 г. переименовали в Ленинский район.

Что успели перед войной

В 30­е годы решением Народного Комиссариата путей сообщения на базе железнодорожных мастерских создается Омский паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака. Район продолжает строиться и хорошеть. Возводится целый ряд многоэтажных зданий в стиле конструктивизма, в том числе и здание райсовета.

Напомним, что в 1935–1937 гг. разрабатывается генеральный план города, которым предусматривалось значительное уплотнение правобережной застройки. Но этому помешала война.

В предвоенные годы Ленинский район развивался достаточно динамично. От вокзала до сада им. Куйбышева в 1937 г. пошли первые трамваи, а в 1940 г. трамвайная линия связала район с центром города. Проблему переправы и бесконечных очередей у нее в 1937 г. решил новенький понтонный мост через Иртыш в районе поселка им. Куйбышева. В Привокзальном поселке началось строительство ТЭЦ­2 (ул. Уральская, 2/2), которая в 1941 г. дала первый промышленный ток. Построили здание почтамта, открыли первую сберегательную кассу при вагоноремонтном депо станции Омск. В 1940 г. построили комбикормовый завод… Значимые объекты сдавались один за другим.

А как радовались горожане открытию кинотеатра «Октябрь» на 600 мест (проект московского архитектора В.П. Калмыкова). Здание отличается сложной объемно-пространственной композицией и в то же время простотой оформления фасадов (относится к уникальным памятникам архитектуры Омска. – Авт.).

Накануне Великой Отечественной войны Ленинский район состоял из пяти городков, разделенных линиями железной дороги. Здесь проживало свыше 107 тыс. человек, работало 25 промышленных предприятий.

Вместо землянок – проспекты и многоэтажки

С началом Великой Отечественной войны вместе с оборонными предприятиями в город хлынуло эвакуированное население. В срочном порядке строились бараки, насыпные дома, общежития, проводилось уплотнение. В школах, железнодорожном техникуме разместились госпитали. Остро встали вопросы увеличения мощности электростанций, водопровода, строительства канализации.

Основу индустриальной базы для оборонной промышленности составили корпуса действующих производств, как это было на заводе им. Ворошилова (сейчас завод транспортного машиностроения), или переоборудовали небольшие предприятия под выполнение военных заказов, как на заводе «Штамповщик» (ныне ПО «Иртыш»), а то и просто выгружали станки в открытом поле и потом возводили над ними крыши. Война кардинальным образом изменила род деятельности многих предприятий. Всего за военные годы объем промышленной продукции, выпускаемой в Ленинском районе, увеличился в шесть раз.

Победу приближали всем миром, всей страной, и она пришла 9 мая 1945 г., а 22 июля на Омском железнодорожном вокзале встречали первую группу демобилизованных воинов Советской Армии.

В послевоенные годы жизнь района переходит на мирные рельсы. В 1946 г. было создано Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Речная пристань в 1948 г. получила звание порта первого разряда.

Начинается снос землянок, разворачивается строительство пятиэтажных домов по ул. Московской (проспект К. Маркса). Тут и там на улицах работают асфальтовые катки – прихорашиваются не только дороги, но и тротуары. В сквере на площади им. А.К. Серова высаживается все больше деревьев.

Нарастают объемы строительства жилья. Появляется новый квартал жилых домов на ул. Серова. При этом особое внимание уделяется социальной сфере: открываются детские ясли на 100 мест, родильный дом, павильон бытового обслуживания, четыре магазина, пять клубов, кинотеатр, библиотека им. В.И. Ленина.

В 1959 г. завод «Штамповщик», переименованный в Омский телевизионный завод, приступил к серийному выпуску черно-белых телевизоров, и в город приходит эра сплошного телевидения.

К этому моменту тот самый Атаманский хутор, с которого началась наша история, было уже совсем не узнать.

Татьяна ЖУРАВОК.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех