Красный путь
Красный путь

Елена Шиляева: «Всё нужно начинать с себя»

То, что идет на телеэкранах, тоже не всегда можно смотреть. Я удивляюсь, каким образом фильмы, вроде «Школы» Гай Германики, попадают на ТВ. Думаю, это только личные связи. Вы не задумывались, почему у нас в стране масса прекрасных вузов, выпускающих актеров, режиссеров, а в телевизоре – одни и те же лица? Причем непрофессиональные, большинство – кавээнщики. Потому что тот же Галустян не просто клоун, а бизнесмен, который стоит где-то там «у руля». Сами снимают, сами показывают, сами веселятся и делят деньги. А фильм Бориса Грачевского «Крыша» не видели? У меня в некоторых местах тошнота накатывала. Почему-то все думают, что Грачевский – режиссер, а он ведь ВГИК окончил по специализации «хозяйственник». Не дай бог, чтобы фильмы нашей студии были похожи на «Ералаш». Мне не нравится ни в кино, ни в жизни любое сталкивание лбами, унижение. В наших работах всегда побеждает добро, дружба, честность.

Мой учитель – Любовь Ермолаева, театр которой взрастил не одно поколение творческих инициативных людей. Я пришла к ней в студию, когда мне было 16. Она достала из меня – меня настоящую, ту, которая была глубоко спрятана где-то внутри, ту, которая могла быть собой только в одиночестве, в мамином пеньюаре распевая песни с расческой вместо микрофона. Любовь Иосифовна привила нам хороший творческий вкус. После филфака я пришла в школу, где организовала самодеятельный театр пластики. Однажды я увидела передачу по 11­му каналу, что приглашаются творческие инициативные люди. За ночь написала концепцию рубрики – так родилась детская передача «Мозаика». Закончила режиссерское отделение Алтайского государственного института культуры. Через полгода «Мозаику» закрыли за нерентабельностью. Мир рухнул, небо упало на землю…

21 2В конце 90­х, как бы ни было трудно, существовали спонсоры. Бизнесмен Владимир Ширшов помог нам купить студию. Они вместе с моим мужей Димой, тоже режиссером, поехали в Москву, закупили оборудование, после чего немедленно грянул дефолт! В кризис 2009 года нам пришлось распустить команду, остались вдвоем с мужем. Другой бизнесмен, наш заказчик Константин Терещенко выделил нам помещение бесплатно. Однажды увидел, как из студии выходят студенты – я бесплатно давала мастер-классы будущим специалистам по рекламе. И предложил: а что если это будут не студенты, которые уже определились с выбором, а дети? Я воспряла, составила план на ближайший месяц, на год, на 10 и на 30 лет. Решила, что через 30 лет создам в Омске киноколледж.

Сейчас студия «Твист» – это 70 детей от 6 до 18 лет. Есть группы игрового кино, анимационная, видеооператорского искусства, недавно занялись журналистикой – уже второй год делаем на первом городском канале «Школьные новости». Выиграли с новостями конкурс ЮНПРЕСС «Лиги юных журналистов РФ», трое детей съездили в Артек. Актеры, педагоги, режиссеры, журналисты, аниматоры ведут занятия актерского мастерства, сценического движения, речи. Они постепенно раскрепощаются, избавляются от «зажатости». Наши ленты побеждают во всероссийских и международных конкурсах. Достойного детского кино в России много, но все ограничивается фестивалями – делают его такие же сумасшедшие, как мы. Наша полнометражная лента, снятая на грант регионального правительства, «Сказка о добре и Вре» демонстрировалась на кинофестивале «Дух огня». Зал из 1200 детей воспринял ее с восторгом. Потом нас пригласили продемонстрировать ее на фестивале «Московские премьеры», в рязановском клубе-кинотеатре «Эльдар», где он показывает те фильмы, которые любят россияне, – хорошие, добрые. Городской департамент образования позволил прокатить ленту по школьным лагерям. Директор кинотеатра «Вавилон» Борис Собко – единственный в Омске прокатчик, который идет навстречу творческой инициативе. Прокат «Сказки о добре и Вре» для омских школьников в «Вавилоне» шел целый месяц. А все наши попытки пробиться на центральное телевидение просто не получают никакого отклика.

Я пытаюсь вытащить из детей себя настоящих, как из меня когда-то вытащила Ермолаева. Пишу сценарии под каждого, с учетом его возможностей, которые постепенно становятся больше. Атмосфера в студии доброжелательная, никаких насмешек, никакой звездности – это резко пресекается. Мы не давим, не выталкиваем на сцену или камеру – надо, чтобы ребенок созрел. У нас занимался маленький Саша, мама говорила, что ему «ставят» аутизм – в детском саду он ни с кем не общался, да и с родителями не особенно. Вдруг однажды прибегают на занятия, мама кричит: Саша подрался! У меня как-то не стыкуются ее счастье и текст. А у них праздник – Саша начал реагировать на других! Машу мама сначала притаскивала на занятия – та сидела, вцепившись в ее ногу. Потом сама начала заходить в класс. А через год мы снимали короткометражку с малышами, которые не выговаривали по 16 букв. Стало ясно, что нужен дубляж. Старших взять – голоса не те. Попробовали Машу – послушав речь всех пятерых, она переозвучила их же голосами. Причем так, что родители не поняли, что это не их дети говорят!

От режиссера зависит и фильм, и даже жизнь иногда. Режиссер может сделать так, что плохой актер станет хорошим. Надо только задачу ставить четко. Почему актриса должна пройтись по сцене на полусогнутых – боится, что потолок рухнет, или надо, чтобы никто не услышал, или просто ноги болят? Хотя очевидцы рассказывают, что Тарковский вообще ничего не объяснял актерам. Когда снимал «Ностальгию», просто бросил Олега Янковского в Италии – без объяснений, без денег. Вернулся через месяц, когда тот дошел уже до тупого остервенения, сказал: вот, теперь будем снимать, мне нравится твое состояние. В этом смысле я все же последовательница Бондарчуков – старшего и младшего. Старший, конечно, вообще гений, но у обоих на площадках – теплая, почти семейная атмосфера.

Моя мечта открыть в Омске киноколледж уже обретает реальные очертания, хотя и 10 лет не прошло. Олег Гаас, наш студиец, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снялся в фильме «Полное превращение». Вероника Дмитренко окончила ОмГУ им. Достоевского и сейчас работает в профессиональном театре. В этом году Егор Осиледец поступил в колледж культуры и искусства на отделение режиссуры. Ребята творчески реализуются уже во взрослой жизни. И я рада, что помогла им в этом. Детской студии всего семь лет. Сняли фильм «Вместе строим будущее», где рассказывается об 11 удивительных жителях Омска, организовавших добрые дела: студию танцев для колясочников, общество «солнечных детей», приют для собак… Таких людей на самом деле гораздо больше!

Записала
Наталья ЯКОВЛЕВА.

Фото из архива студии «Твист».

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех