Красный путь
Красный путь

Дефицит средств или управленческого ума?

В Омской области упорно продвигается идея значительного повышения взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов

22 октября нынешнего года министерство энергетики и ЖКК Омской области разместило на своем сайте в порядке антикоррупционной экспертизы проект постановления губернатора о повышении минимального размера взноса на капитальный ремонт. Напомним, что сейчас этот минимальный взнос составляет 6,7 рубля за квадратный метр общей площади жилья.

По предложению омского минэнерго взнос необходимо увеличить:

На 2022 год – 11,43 руб.;

на 2023 год – 11,84 руб.;

на 2024 год – 12,27 руб.

Любопытно проследить предысторию этой идеи. В декабре 2020 года минэнерго уже пыталось поднять размер минимального размера взноса – до 9,78 рубля из-за якобы дефицита средств у Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Омской области. Как видно, аппетит у чиновников тогда был послабее. Но идея не нашла поддержки ни у губернатора, ни у депутатов областного Заксобрания. Не прошло и года, как появился новый проект – с обоснованием ежегодного повышения взноса уже почти до двух раз по сравнению с существующим. Региональный фонд декларирует еще больший дефицит средств.

А кому-нибудь есть дело до дефицита средств у населения? А кто-нибудь из чиновников хоть как-то воспринимает задачи, которые ставит президент нашей страны?

Напомним. В качестве одной из ключевых задач в работе новой Госдумы Владимир Путин назвал борьбу с бедностью. Понятно, что проблема имеет множество аспектов, но если говорить в целом, то ее остроту невозможно снизить без целенаправленных и скоординированных действий всех ветвей и уровней власти – от федерального до муниципального. По сути, любое управленческое решение, затрагивающее интересы граждан, должно рассматриваться через призму выполнения этой задачи. Однако создается впечатление, что чиновники воспринимают ее ровно наоборот. Причем чтобы подготовить народ к очередному повышению цен на что-либо применяется давно обкатанный прием. Сначала напугать людей «убойным» повышением, а потом несколько его снизить. В результате народ «выдохнул» – и смирился. А повышение осталось, но, скажем, не в три-четыре раза, а «всего лишь» в два.

Не так давно неназванный источник в областном Фонде капремонта рассказал близкому к облправительству изданию, что при нынешнем размере взносов в 6,7 рубля за квадратный метр региональный оператор может ремонтировать только четверть плановых домов, а адекватный и якобы экономически обоснованный ежемесячный платеж должен составлять 20–24 рубля за квадратный метр общей жилой площади. Напугались? Успокойтесь – повысят не до 20–24, а всего лишь до 12.

Такой вот незатейливый прием. Ну, а теперь давайте посмотрим, насколько вообще любое повышение этих взносов адекватно реальности. Упомянутый источник Фонда говорит, что сейчас в год собирается чуть более миллиарда рублей. Берем официальную отчетность Фонда за прошлый год. Там черным по белому написано, что за отчетный период на его счет поступило от населения 1 млрд 675 млн рублей. И это, согласитесь, уже далеко не «чуть более миллиарда».

Кроме того, как известно, жильцы пятой части всех многоквартирных домов мегаполиса перечисляют взносы за капремонт не в Фонд, а на свои специальные счета и вправе самостоятельно решать, что и когда ремонтировать. Итого обязательные платежи населения по данной статье в совокупности уже сегодня составляют как минимум два миллиарда рублей.

Не трудно подсчитать, что при доведении тарифа до размера, который в Фонде считают экономически обоснованным, то есть увеличении даже не в три-четыре раза, как хочет «источник», а «всего лишь» в два, из карманов омичей в общей сложности будет изыматься порядка 4 миллиардов рублей. Насколько этот рост суммы сборов соответствует росту доходов граждан? У подавляющей части населения доходы падают.

Сильнее всего, разумеется, пострадают самые бедные, а богатым людям вообще раскошеливаться не придется, ибо сегодня они все больше предпочитают жить не в многоквартирных домах, а в собственных коттеджах. И взносов на капремонт у них просто нет.

Теперь что касается тезиса насчет того, что собранных омичами денег хватает только на ремонт четверти плановых домов. Он как-то не очень вяжется с данными, приведенными в той же самой публикации на правительственном портале. В частности, там сообщается, что в план на нынешний год был включен 501 дом. К началу сентября плановые работы уже завершены на 189 домах, а на 169 – продолжаются. Можно с осторожным оптимизмом предположить, что к концу года они тоже будут выполнены.

Итого в общей сложности получается, что в порядок удастся привести 358 многоквартирных домов, что составляет вовсе не четверть, а почти три четверти от плана. Оставшуюся часть, очевидно, отремонтировать не удастся, но отнюдь не по причине отсутствия средств – просто там еще только проводятся электронные аукционы по отбору подрядчиков. Иными словами, чиновники свое­временно не выполнили свою часть подготовительной работы. А это уже не про деньги.

Для наглядности давайте еще раз обратимся к официальной публичной отчетности Фонда. К примеру, на конец 2020 года остаток денежных средств на его счетах составлял 1,8 млрд рублей, в 2019‑м – 2,8 млрд, 2018-м – 3,5 млрд и так далее. То есть все эти годы и на сегодняшний день не было и нет проблемы отсутствия или недостатка денег на счетах Фонда. Зато есть проблема качества управления, уровня квалификации и добросовестности людей, отвечающих за процесс.

Какое может быть качество, если директора Фонда ежегодно менялись как перчатки! Иногда даже по два раза в год. За короткий период существования организации в ней сменилось девять руководителей. Предпоследний директор, Марина Степанова, недавно была переведена из СИЗО под домашний арест, и ее управленческие усилия на ниве капремонта предстоит оценить следствию и судьям. В настоящее время миллиардными суммами управляет исполняющий обязанности. Да и он по доверенности передал право подписи финансовых и юридических документов другому лицу. Стоит ли удивляться, что к деятельности Фонда возникает столько резонных и неприятных вопросов не только у граждан, но и у представителей правоохранительных органов.

Ведь совсем не случайно на заседании комиссии по координации противодействия коррупции губернатор Александр Бурков потребовал навести в данной сфере порядок и дать предложения по устранению предпосылок для коррупционных проявлений. Как с точки зрения контроля исполнения договоров с подрядчиками, так и условий конкурсных процедур, где, собственно, и начинают формироваться коррупционные риски.

Причем губернатор совершенно правильно отметил, что речь нужно вести не только о денежных потоках, управляемых Фондом капремонта, но и о средствах, поступающих на спецсчета объединений собственников жилья, которые подконтрольны управляющим компаниям. Там тоже много всяких «интересных» вещей. Вопрос в целом больной для населения, и сложившаяся ситуация негативно влияет на социальное самочувствие граждан. По словам главы региона, свою готовность оказать содействие в ее оздоровлении подтвердила прокуратура. Уголовные дела уже есть.

Кстати, утверждение представителей Фонда, что единственным источником финансирования капитального ремонта являются платежи населения, тоже, мягко говоря, не верно. Ведь был же еще целый миллиард, выделенный на данные цели из федерального бюджета. Деньги зачем-то, как обжигающую руки картофелину, тут же перебросили в коммерческую организацию «Омскэлектро».

Наливать воду в решето бесполезно – больше ее не станет. Если управленцы неэффективно распоряжаются имеющимися средствами, ничего не изменит даже четырехкратное увеличение сбора (а по сути – оброка).

На мой взгляд, для начала не мешало бы провести полноценную ревизию всей хозяйственной деятельности Фонда, с привлечением комиссии из вновь избранных депутатов Законодательного собрания. Понять причины, по которым за столько лет не удалось обеспечить качественную работу организации. Сделать абсолютно прозрачными все процедуры. Каленым железом выжечь криминальную составляющую, все эти набившие оскомину откаты и распилы. Создать условия для привлечения серьезных добросовестных и ответственных за свою работу подрядчиков. Разработать механизмы контроля всех стадий процесса и т. д. То есть построить нормальную систему управления подведомственной региональному правительству структуры.

Но наводить порядок долго и трудно, придется наступать на чьи-то или, возможно, собственные интересы, а увеличить сбор или тариф можно быстро и легко, одним росчерком пера. И мысль управленцев почему-то усиленно работает только в этом направлении.

Социальное самочувствие граждан реализация этой «ценной управленческой идеи» точно не улучшит. Причем ни с какой стороны. Ни с точки зрения повышения жилищно-коммунального комфорта, ни, разумеется, с точки зрения сохранения уровня благосостояния, а особенно доверия к местной власти. Между тем большинство жителей мегаполиса и так едва сводит концы с концами. Но платить приходится всем. Законодатель на сегодняшний день отработал систему взыскания коммунальных долгов, и деньги через механизм судебных приказов сдергиваются с карточек потребителей, что называется, «на раз».

А ведь дорожают и другие услуги. Стоимость электроэнергии выросла на 5% в год, тепла – 6,3%, скачут ценники в продуктовых магазинах и аптеках. И те же пенсионеры, например, могут приспособиться к ситуации только одним способом: меньше покупать еды и лекарств. Согласитесь, на борьбу с бедностью этот вариант совсем не похож. И уж совершенно не об этом ставил депутатам задачу президент России.

Сергей МИЗЯ,

председатель Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Омской торгово-промышленной палаты.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех