Красный путь
Красный путь

Было да сплыло. В глубинку самолёты не летают

Недавно среди старых моих вырезок мне попалось на глаза расписание самолетов из Усть-Ишимского аэропорта, датированное сентябрем 1973 года. Да-а-а, было время…

Пассажирские авиаперевозки в нашей области в 1970–1980-х годах были на пике развития. Сегодня трудно поверить в это, но 30 лет назад билеты на рейсы самолетов местных воздушных линий были доступными для большинства населения, и этот вид перевозок составлял реальную конкуренцию автобусным перевозчикам на маршрутах типа «Омск – районный центр».

Посадочные площадки открывались при крупных населенных пунктах, как правило, на центральных усадьбах колхозов, совхозов или леспромхозов.

Например, в Чапаево аэропорт открыт был в 1962 году. В Кутырлах, Низовом, Листвягах они появились также при совхозах. В Малой Биче при леспромхозе Малобичинский. Даже в Быстром, где располагались обширные охотугодья.

Аэропорты районного значения (кроме аэропортов Тара и Большеречье) возникли в основном сразу после Великой Отечественной войны.

В аэропорты Тюкалинск и Крутинка самолеты летали по санзаданию. Большую часть времени начальники этих аэропортов занимались бронированием мест и продажей билетов на рейсы союзного значения.

Численность личного состава в аэропортах Тара, Тевриз, Усть-Ишим была от 28 до 50 человек, в аэропортах районного значения от 5 до 10, в небольших 1–5 работников.

Неклассифицированные аэропорты и посадочные площадки расположены были в Большеречье, Больших Уках, Быстром, Васиссе, Евгащино, Знаменском, Колосовке, Крутинке, Кутырлах, Листвягах, Малой Биче, Муромцево, Низовом, Нововаршавке, Одесском, Полтавке, Русской Поляне, Савиново, Седельниково, Таврическом, Татарском, Тюкалинске, Чапаево, Черном Мысе, Черлаке.

В расписание полетов, например в Колосовку, закладывалось 3–4 рейса. Два в первой половине дня, один-два во второй половине. А в летнее время один рейс в Колосовку из Омска вылетал не раньше 18 часов. И утренние пассажиры, вылетевшие из Колосовки, могли вечером вернуться домой.

Были так называемые совмещенные рейсы. Например, почтово-пассажирский рейс 201 по маршруту Омск – Большие Уки – Тевриз – Усть-Ишим. Этим рейсом в каждый из перечисленных райцентров утром доставляли почту и догружали его пассажирами. Или рейс 207 Омск – Колосовка – Знаменское и обратно. Этот рейс со Знаменским Колосовка делила по шесть мест.

Также существовали рейсы объединенные, в основном предпраздничные. Их выполняли внерейсовые самолеты сразу в несколько аэропортов.

С началом «перестройки» и изменением подхода к экономике авиаперевозок ситуация начала меняться в худшую сторону. Уже к концу 1987 года план по пассажирским перевозкам в авиапредприятии шел туго. Руководство Омского авиапредприятия изыскивало всевозможные варианты, чтобы выполнить изменившийся государственный план по отправке пассажиров, а с этим улучшить и другие показатели, как пассажирооборот, тонно-километры и т. д…

Как один из способов решения проблемы, руководство авиапредприятия организовало в Омском аэропорту МВЛ катание детей и взрослых на самолете Ан-2 над окрестностями Омска. Цена билетов составляла 1 рубль 50 копеек, время полета – 15 минут. Всем аэропортам МВЛ было дано указание об организации аналогичного катания, и его выполняли…

Безопасность полетов обеспечивалась подготовкой аэродрома к приему и вылету самолетов, обеспечением необходимой информацией о погоде на аэродроме, о воздушной обстановке в районе аэропорта, устойчивой работой радиосредств… Своевременная информация экипажа воздушного судна, касающаяся безопасности полетов, это было главным.

Раз в три года начальники аэропортов сдавали экзамены по вопросам охраны труда.

Работа с пассажирами, их своевременная отправка по назначению велась под девизом «Пассажир всегда прав».

В здании аэровокзала каждого аэропорта районного значения выделялась комната для буфета или столовой. Буфеты обеспечивали летный состав, пассажиров и работников аэропорта горячим чаем, кофе, пирожками, булочками, колбасой, котлетами, сигаретами, фруктовыми напитками…

Продуманы были перелеты мам с малышами. Все аэропорты, как районного, так и совхозного значения, имели в обязательном порядке комнату, которая была оборудована коечкой с матрасиком, двумя простынками, подушечкой, одеяльцем. Был в ней столик, пара стульев. Обязательно имелась лампа-отражатель, при необходимости мама могла подсушить пеленки, ведь тогда одноразовых подгузников не было. Стены комнаты украшали плакатами или рисунками детской тематики. В комнате всегда были чистота и уют, окно выходило обязательно на южную сторону. В аэропортах Тара, Тевриз, Усть-
Ишим детские комнаты были большие.

Вот пишу все в прошедшем времени – БЫЛО! И горько от того, что многое из удобств в нашем советском быту кануло в пропасть, которую исподволь копали враги России. Закордонные и свои.

Родион САЛТЫКОВ,

бывший работник  аэропорта

местных авиалиний.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех