Красный путь
Красный путь

Бег впереди паровоза, или Почему омские власти берут под козырёк чуть ли не первыми в стране

Итак, еще в декабре 2021 года в Госдуму РФ был внесен законопроект №40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Его авторы – одиозный сенатор А.А. Клишас и менее известный, но от этого не менее одиозный депутат-
единоросс П.В. Крашенинников. Почему «одиозные»? Да потому, что эти и еще некоторые политики используются властью для продвижения достаточно неоднозначных инициатив. Так сказать, «либерально-монархические ястребы».

Этот законопроект тоже далеко не однозначен. В январе 2022 года он был рассмотрен в первом чтении и направлен на доработку. Однако вопросов и поправок оказалось слишком много. Далеко не восхищенные отзывы были получены и из регионов. Поэтому намеченное на февраль 2022 года рассмотрение во втором чтении не состоялось, законопроект «завис» в Госдуме.

Оно и понятно. Инициатива Клишаса-Крашенинникова ломает то, что, пусть худо-бедно, но работает.

В чем суть законопроекта?

Первое: двухуровневая система муниципальных органов власти на селе упраздняется. Все поселения района сливаются в единый «муниципальный округ» с единым бюджетом. Советы поселений исчезают вовсе, остается только представительный орган, состоящий из районных депутатов. Поселенческие администрации превращаются в территориальные отделы районных администраций. Целью этих новаций, по мнению авторов законопроекта, должны стать «повышение управляемости» и экономия средств на содержание муниципальных чиновников.

И второе: главы муниципальных образований становятся еще более зависимы от глав регионов, чем сейчас. Высшие должностные лица регионов получают право вынести предупреждение или объявить выговор главе муниципального образования без решения Совета. Мало того. В соответствии с законопроектом одним из оснований для отправки главы района в отставку становятся таинственное «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления». Не оценка работы со стороны населения, а некое «систематическое недостижение». Причем сами «показатели эффективности» – достаточно расплывчатая категория, которая может означать что угодно.

То есть, по сути, местное самоуправление ликвидируется как факт, главы районов полностью подчиняются губернаторам, а главы поселений – районным администрациям.

К чему это может привести?

Депутат Госдумы РФ Андрей Алехин так прокомментировал «отложенный» законопроект:

– Мне абсолютно не понятна необходимость этой реформы. Если говорить об «управляемости» поселений, то и сегодня все Советы и главы находятся под контролем «Единой России». При этом главы поселений и поселенческие депутаты, вне зависимости от партийной принадлежности, все же остаются патриотами своих населенных пунктов. Главы, избираемые пусть и не прямым голосованием, но депутатами Совета, реальные лидеры. Законопроект превращает их в наместников, в чиновников-исполнителей, никак не зависящих от мнения населения об их работе. Еще один момент. В бюджеты поселений поступают не только средства от налогов, но и «собственные доходы» от использования муниципальной недвижимости – земель и строений. Поселенческие депутаты контролируют расходование этих средств, люди в деревнях имеют информацию о том, куда идут деньги от сдачи в аренду тех же пастбищ. Теперь эти доходы будут попадать в «общую кучу» без всякого отчета перед людьми. Не понимаю, зачем нужно «бежать впереди паровоза». Закон еще не принят, еще непонятно, какие поправки в него будут учтены. Я сам в 2022 году вносил несколько поправок в законопроект, резко против такой муниципальной реформы выступала вся фракция КПРФ. К тому же реализация подобной «инициативы» на уровне региона – это досрочные выборы районных депутатов, причем за счет местных бюджетов, так как на федеральном уровне закона еще нет. Нашим властям некуда девать деньги?

Есть и еще несколько проблем, которые появятся, если законопроект будет реализован. Например, сегодня сельские администрации как органы местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия. После реформы может оказаться, что людям за любой справкой нужно будет ехать в район.

Не раз и не два только в нашей области были случаи, когда депутаты Совета поселения оказывались в конфронтации с плохо работающим главой. Конфликт мог длиться несколько лет, доходило до непринятия бюджета поселения, но в конце концов оказывалось, что глава действительно плохо работает, и его «убирали» с должности за «превышение полномочий» или, проще говоря, за воровство. А вот рычагов влияния на «наместника» у жителей поселений просто не будет.

И еще один момент. Сейчас региональные специалисты врут главам и районным депутатам, что муниципальная реформа – уже решенный вопрос, некая «программа Путина», ее все равно нужно будет исполнять. Хотя в реальности, похоже, «подсуетиться» с инициативой решили именно наши региональные власти.

Евгения ЛИФАНТЬЕВА.

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех