Красный путь
Красный путь

БАМ: рельсы над морем (Фрагмент из сб. «Шаги амурской пятилетки», 1982 г.)

Жена Александра Матусевича удивлялась:

– Все будто сговорились – про мост да про мост. Тема номер один в поселке. Ой, чувствуется, праздник будет... Вы­то, Шурик, хоть успеваете?

Опять этот вопрос! Скоро большое событие – мост через рукотворное море готовится к пропуску первого тепловоза, и кто только не интересуется сегодня обстановкой на мосту – ЖКО, готовящийся к наплыву гостей, участники будущего концерта, репортеры; дату предстоящего торжества уточняют жители удаленных от Верхнезейска поселков, имея твердое намерение приехать и посмотреть... А у жен самих мостовиков интерес к делам их супругов тем более понятен: новые сборы в дорогу, предстоит оставить обжитое место, нелегким трудом возделанные на вечной мерзлоте огороды, дающие на семейный стол картофель, лук, редиску, помидоры. Нетрудно понять и ожидания шефов из Башкирии, строящих здесь город, других трудовых коллективов, обосновавшихся на левобережье Зеи. Все понимают, что с приходом сюда тепловоза они получат возможность подтянуть тылы – перевалочные базы, что работа и вообще вся жизнь здесь приобретет куда более оживленный характер.

– Честно сказать? – Матусевич, пряча улыбку и подмигнув мне, наклонился к жене: – По секрету? Передай всем: у­спе­ва­ем!

– Коллектив у нас сложился очень работоспособный, – рассказывает начальник мостоотряда №70 Михаил Михайлович Олейников. Он – лауреат премии Совета Министров СССР. Получил премию за большой личный вклад в строительство мостового перехода у Комсомольска-на-Амуре. – Начинали мы мост, имея лишь несколько монтажников высокой квалификации – Чернова, Матусевича, Дорофеева. Все! Теперь же у нас десятки классных специалистов. Обучились люди. Знают, что требуется, и спокойно, без суеты, с хорошим качеством делают свое дело.

Итак, Матусевич – из числа тех рабочих, кто делал и «делает погоду» на стройке? Имеет богатую школу? Как сказать. Окончив в свое время свободненское профтехучилище и получив специальность каменщика-монтажника конструкций, он, однако, на стройки не подался. Работал на море, затем в леспромхозе, потом пас в совхозе телят... Пока, наконец, не пришел на строительство автодорожного моста в Зее, где пришелся мостовикам ко двору. Там он и приобрел опыт, так сгодившийся теперь.

– Бесподобный парень! – восхищается им начальник участка Виктор Поендаев. – Каких только разгильдяев ни направляли к нему в звено на выучку. Брал даже тех, от кого другие отказывались. Тем не менее всегда или почти всегда – первый. А те, что шли к нему, прямо-таки преображались. И что он с ними делает? Спросишь об этом – шутит: мне, мол, психология лоботряса знакома.

Мост через Зейское водохранилище поставил перед мостоотрядом массу проблем. Ошиблись те, кто рассчитывал на простое повторение опыта строительства моста у Комсомольска-на-Амуре. Да, здесь тоже отказались от кессонов, взяв на вооружение сваеоболочки диаметром три метра. Но там, на Амуре, грунт иной. Там сваеоболочки погружались фактически под собственным весом. Здесь же ударно-канатный станок, имеющий вес долота в десять тонн, за месяц углубился в скалу всего на 50 сантиметров. Несостоятельной оказалась в здешних условиях и машина роторного бурения. Что делать? Вспомнили про нефтяников – те практикуют реактивно-турбинное бурение. А что, если?.. Да, но нужна вода. Агрегат использует реактивную силу воды. Опоры – с четвертой по седьмую – от реки удалены, пришлось ставить насосы и водоводы длиной до четырехсот метров. Летом – ничего, а зимой, когда водоводы обрастают ледяной коркой? Жгли костры.

Нет худа без добра. Особые условия, в которых строился мост через самую большую, после Амура, водную преграду на трассе БАМа, постоянная необходимость что-то придумывать сформировали творческий потенциал коллектива. Именно творческий.

Приходим к интересному выводу. Вот мы говорим, что БАМ строит вся страна. И при этом обычно имеем в виду лишь то, что на БАМе трудятся представители разных народов нашей многонациональной страны и что поставщиками строителей магистрали являются многие края и области. Не всегда вспоминаем при этом про идеи. Да, про идеи – про новейшие инженерные решения, которые рождаются в передовых коллективах страны и которые берет на вооружение БАМ. Берет, творчески осмыслив их.

Так случилось и с навесной схемой монтажа пролетных строений. Наиболее прогрессивная, она получила тут существенное уточнение, давшее экономический эффект в сто тысяч рублей! Не вдаваясь в детали, заметим, что на зейском мосту впервые в практике отечественного мостостроения осуществлен монтаж 132­метровых пролетов без так называемых приемных консолей. Тяжесть последних панелей приняли на себя продольные балки, что позволило сэкономить около ста тонн металла.

...После смены, как водится, Матусевич, Александр Фролов, Федор Чернов и Вячеслав Сыропятов – словом, всем звеном – зашли в прорабскую. Переговорили, насколько хватило сигарет, с монтажниками третьей смены, встали... И тут вдруг из транзистора грянул туш. Это было настолько неожиданно во втором часу ночи, что следом грянул дружный смех.

– Это в честь чего?

– Да в твою честь, в чью же! Туш – авансом!

– Пижоны, – заключил, довольный, Матусевич.

Широко известна образная формула: «БАМ – это мосты, соединенные рельсами». Имеется в виду, что на трассе будет более 3200 искусственных сооружений, в том числе 142 больших моста. Уже сам по себе этот факт подчеркивает исключительную роль мостовиков. И хотя многие строители не променяют свой труд ни на какой другой, мостовикам стоит позавидовать. Многое из того, что строится и прокладывается на трассе и близ нее, принимает со временем будничный вид. Но мост – вот он, красавец! – и через сто лет будет таким же красивым, вызывая уважение к мастерам.

Будет, друзья, туш. И не авансом, а за дело!

...15 мая 1982 года по мосту через Зейское водохранилище прошел первый рабочий поезд. Таким образом, рельсы БАМа пришли на станцию Зейск досрочно.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех