Красный путь
Красный путь

Алгоритмы добра

Андрею Сергеевичу Феськову всего 27 лет. Четыре из них он ведет информатику в средней школе поселка Красный Яр Любинского района, общается со своим классом, руководит районной лабораторией молодого педагога и …миксует музыку в Доме культуры.

Андрей вернулся в родной Красный Яр, чтобы работать в школе. Правда, сомневался: быть или не быть учителем? Профессию выбрал сознательно: ему всегда казалось, что педагоги – люди особенные, умеют организовать, наставить. Но … столько сказано, написано о том, как сложна (и безденежна) учительская доля. Однако на пятом курсе попал на практику в хороший лицей, и сомнения отпали. Мог бы остаться в городе, но дело решило беседа с директором родной школы Любовью Юрьевной Ивановой. Сейчас, по его словам, процентов 70 школьных коллег – учителя, которые учили его самого.

– Хватит меня учить, – смеется он. – Сотрудничаем, конечно, и они мне помогают, и я им. Когда пришел в школу, сразу дали наставника – учителя информатики Наталью Викторовну Ионину, как раз ту самую, из-за которой я пошел учиться информатике. И первый урок мы вместе подготовили, и тематические планы составили. Теория для меня – самое утомительное занятие. Как и для детей, думаю. Стараюсь быть практикоориентированным педагогом. Мы с ребятами никогда весь урок не пишем конспекты, я делю его на части – немного теории, побольше практики: садимся за компьютеры и решаем реальные задачи, занимаемся проектной деятельностью. Я для себя определил главную функцию – научить детей пользоваться офисными пакетами. Рассказываю основные понятия, составляем памятку и действуем. Ребенок с 90 процентов уроков выходит с продуктом, который сделал сам. Многие поначалу спрашивали, зачем им языки программирования. Это основа, она нужна, но ребенок должен понять на практике для чего. Составляем простые программы, решая задачи из жизни.

Андрей Сергеевич преподает не только информатику, но и физику и технологию… Нагрузка большая, но ему нравится. И времени хватает на все. Или почти на все:

– Не устаю. Мое диджейство – это хобби, которое помогает и в работе. Учитель – это же и артист немного. Хочется все попробовать. Но и упрекнуть себя есть в чем. Работаю и с одаренными, и с отстающими: на уроках, на переменах, через соцсети, сайт, электронный дневник. Но когда возникает непонимание, у ребенка пропадает интерес. И вот тут чувствуешь себя виноватым – а если бы ты с ним был рядом, наверное, смог бы объяснить лучше. Сейчас мой ученик занимается в дистанционной он­лайн школе одаренных детей, которую нынче открыли в Омской области, пытается сделать все сам, но получается далеко не все. Вот и занимаемся вместе.

Чтобы у ребенка не пропал интерес, Андрей ищет новые пути, новые задачи для каждого.

– У меня был ученик, который не понимал, зачем ему составлять граф, – объясняет он. – Это такой способ определения отношений в совокупности элементов. Например, маршрут проложить, расстояние между населенными пунктами просчитать. Он не мог, не понимал, как и, главное, зачем ему это. Поговорили после уроков: оказывается, хочет быть дальнобойщиком. Вот мы и «отправились в путешествие» по разным городам. Ребенок должен понимать, для чего ему эта наука. Часто приходится ориентироваться на ходу. И это нормально, потому что урок без творчества – это скучно. Бывает, что мысль какая-то ночью приходит. Вскакиваю ни свет ни заря и переделываю все, что сделал с вечера. Когда ты видишь, что детям стало интересно, что ты смог их увлечь, столько эмоций!

Не успел Андрей поработать и месяц, как директор предложила ему стать классным руководителем. Он отказывался – опыта нет. «Возьми, – сказала директор, – они тебя любить будут». И не ошиблась. Сейчас 9­й «В» мучительно размышляет, как сделать так, чтобы не расставаться в конце учебного года?

– У меня 19 человек в классе, из них только 4 девочки. Из четырех девочек троих зовут Лерами. Ух, боевые! Мои лучшие помощницы, – восхищается Андрей Сергеевич. – А вообще, каждый готов помочь, а главное – у каждого есть чему поучиться. Мы сразу договорились: сделал что-то не то, помогу исправить, и больше к этой теме не возвращаемся, старое не поминаем. Родители у меня все хорошие. Правда, поначалу спрашивали: когда вы их ругать начнете, надо построже. А зачем? Разумные же люди, просто не все знают. У меня другой метод: мы просто разговариваем. Каждый вторник у нас классный час, во время которого мы не заполняем дневники – завели электронный, распечатал-вклеил, и вся проблема. Говорим. О каких-то нравственных моментах, о том, как себя вести, о том, что важно в жизни. Когда вместе выходим на природу, выезжаем на пикники, тоже говорим. И родителям не устаю повторять: говорите, спрашивайте, интересуйтесь ребенком!

Класс Андрея Феськова стал родоначальником уроков внезапного добра. Книги, фильмы он подбирает такие, чтобы ребятам захотелось действовать: уступить место старшему, помочь младшему, поддержать слабого. Они не отчитываются о свершенном, но прописывают то, что сделали – создают алгоритмы добра, которое потом будут творить уже автоматически, не задумываясь. Пока такие уроки апробировались в 9­м «В», но на следующий год этот опыт планируется внедрить во всей школе.

– У меня правило – называть ребенка только по имени. Все полтысячи человек помню, потому что это важно. Режет ухо фамилия, а уж тем более приказное «ты, встал, пошел». Был недавно на одном мероприятии, педагог открытый урок давал. Очень хороший, интересный урок. Но учиться у учителя, который не знает, кто я и как зовут, мне бы не хотелось…

Феськов много учится сам, перенимает опыт других. И не только для себя. Он руководит районной лабораторией молодого педагога. Идея эта родилась в Омском областном институте повышения квалификации работников образования, где создали региональную лабораторию, подтянули районы.

– Год работали с коллегами из всей области над планом деятельности – хотелось сделать так, чтобы на этой площадке мы могли и учиться, и общаться, и проекты создавать, и опытом делиться. Очень важным нам показалось сблизить молодых и опытных педагогов. В нашем районе уже существовала школа педагога: и учителя, и методисты помогали новеньким. Но конкретных продуктов, по которым можно работать дальше, она не давала. Перестроили, начали действовать вместе с региональной лабораторией, воплощая на районном уровне и ее проекты, и свои. Разрабатываем различные проекты, участвуем в семинарах, конференциях, конкурсах. Сотрудничаем с учителями из других районов и регионов, представляем район на межрайонных и межрегиональных площадках. В прошлом году провели квест «Молодость плюс мудрость равно сила», чтобы объединить наставников, молодых специалистов и детей. Все-таки многие наставники и у нас в районе существовали больше на бумаге. Собрали молодых и наставников со всего района, смешали, разбили на команды, они бегали по станциям, узнавали историю Омска, и в итоге составили карту достопримечательностей города. Впрочем, главный итог другой – они увидели друг друга, поняли, кто на что способен, узнали, что и у новеньких масса идей, не только у опытных. Зарядили друг друга энтузиазмом, сдружились. И это работает, это помогает! Когда вернулись в свои школы, уже вместе – молодой и наставник – провели мероприятия для детей. А в начале ноября на базе физкультурно-спортивного центра мы впервые организовали районный осенний бал своими, молодыми силами, при поддержке управления образования, конечно. Нас ведь немало – 40 молодых специалистов в районе, и все входят в лабораторию. И все можем, как выясняется! Трудно, конечно, встречаться, загрузка у всех серьезная, но стараемся.

Министром Андрей Феськов быть не мечтает. Говорит, что школа – это интересно. А самое интересное в ней – люди:

– Недавно ездил на II межрегиональный форум «Молодой профессионал Сибири» в Томск. Первый день рассказывали, какие у них хорошие школы. И знаете, это было скучно. А на следующий повезли по тем же школам, где мы поговорили и с детьми, и с педагогами. Вот это дело, вот это жизнь!

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Фото автора.

 

 

Категория статьи

Вы хотите получать правдивую информацию о жизни в нашей стране, регионе, городе?

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГАЗЕТУ «КРАСНЫЙ ПУТЬ» НАША ГАЗЕТА ОППОЗИЦИОННАЯ, ПЕРЕД ВЛАСТЯМИ НЕ ПРОГИБАЕТСЯ.

Вы найдете чтение по душе:

о деятельности известных политиков и мастеров искусств, об экономике и культуре, криминальную хронику, спортивные новости, информацию о том, как правильно рассчитать пенсию, оформить ребенка в детский сад, получить самую разнообразную, а главное — полезную консультацию.

ПОДПИСАТЬСЯ НА «КРАСНЫЙ ПУТЬ» ВЫ МОЖЕТЕ:

В ПОЧТОВЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ. Подписной индекс: 53091;

В РАЙКОМАХ КПРФ. За справками по этому виду подписки можно обратиться по телефонам: 25-13-82, 32-50-07, 32-50-08.

Приобрести свежий номер газеты вы можете и в коммерческих киосках.

Сведения о редакции

Погарский Адам Остапович

глaвный редактор

тел.: (3812) 32-50-07

Марач Вера Георгиевна

ответственный секретарь

тел.: (3812) 32-50-07

Посмотреть всех