В «Галерке» – «Большие гастроли». У нас в гостях – Национальный академический драматический театр имени М. Горького из Минска. На сцене омского театра показаны комедия Мольера «Одураченный муж» и спектакль «Opus 40. Бесприданница».
Режиссером обеих постановок выступил руководитель НАДТ имени М. Горького, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик, по-простому объяснивший, почему выбраны были эти два спектакля.
– Мы выбрали их, потому что их декорации помещаются в одну фуру. На самом деле, мы хотели приехать со всем репертуаром, как в былые советские времена, когда театр целый месяц жил в другом городе. При отборе мы учитывали, как представить театр, и не могли обойтись без русской классики. 2023-й был годом Островского, и наша работа посвящена юбилею «русского Шекспира», хотя мне не нравится это определение. Островский не вторичен – это наш Островский, а то их Шекспир. Хотя наш театр всегда отличался постановками по западной классике. Я считаю, что высокая комедия Мольера достойна открывать любые гастроли.
Действительно, роднит «Галерку» и белорусский театр бережное, уважительное отношение к русской классике, преобладание ее в репертуаре. И знакомство «Галерки» и белорусов произошло недавно – в ноябре на II Международном театральном фестивале «Достоевский. Омск» был представлен «Идиот».
«Одураченный муж» – спектакль актуальный и по сей день. По сюжету Жорж Данден, богатый крестьянин, женившийся на аристократке с целью обретения высокого социального статуса, оказался в итоге обманутым рогоносцем.
Вторая постановка – «Opus 40. Бесприданница» имеет целую предысторию. Не каждый скажет, почему спектаклю было дано такое необычное название, а ведь в 1878 году Александр Островский создал свое сороковое произведение и указал «Opus 40», чтобы подчеркнуть ее музыкальность, ведь в ней много вокальных номеров. Однако редактор зачеркнул «Opus 40», оставив только «Бесприданница». Авторы постановки решили вернуть пьесе первое название. А зритель сможет сравнить спектакль с постановкой «Галерки», спектакль уже давно в репертуаре.
Лариса – девушка красивая и талантливая, но без приданого. Ее мать, Харита Игнатьевна, мечтает о выгодном браке для дочери и устраивает приемы, чтобы найти ей богатого жениха. Лариса влюбляется в судовладельца Сергея Паратова, но соглашается выйти замуж за нелюбимого чиновника Юлия Карандышева, все еще живя надеждой на светлые взаимные отношения с другим. Когда она узнает, что у Паратова есть невеста с большим приданым, она впадает в отчаяние, но и выйти замуж без любви она не готова.
Проблема «Бесприданницы» остается актуальной и в современном мире. В пьесе раскрываются темы социальной справедливости, материальных и духовных ценностей. Сегодня же потребительская культура ставит вопрос ребром: что важнее в отношениях – чувства или финансовая стабильность?
И оба спектакля так или иначе дают зрителю ответы на этот вопрос.
Игорь ФЕДОРОВСКИЙ.