Дискуссионный клуб: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.

НА СТРАНИЦАХ газеты «Омское время» в 2008 году статьей А. Лебедева была предложена дискуссия на тему «Интеллигенция или образованные люди?» В этой статье автор утверждает, что сейчас интеллигенции нет. НА СТРАНИЦАХ газеты «Омское время» в 2008 году статьей А. Лебедева была предложена дискуссия на тему «Интеллигенция или образованные люди?» В этой статье автор утверждает, что сейчас интеллигенции нет. Люди, занимающиеся умственным трудом – это учителя школ, преподаватели других учебных заведений, врачи, юристы и т.д. – у нас есть, но часто ли встретишь среди них интеллигентных людей? Можно иметь несколько дипломов, разного уровня степеней, но не являться интеллигентным человеком. Стать же интеллигентом, может быть, и возможно, но при очень большом желании следовать нравственным и культурным ориентирам. Если в доперестроечной России люди получали хорошее образование, владели правильной речью, стремились к культуре, то после «перестройки» в стране были смещены нравственные ориентиры, когда средства массовой информации, особенно телевидение, стало демонстрировать образы откровенной безнравственности, явное сознательное искажение разговорной речи, развязное поведение. Проводниками этой политики являются люди, которых нельзя назвать необразованными людьми. Так, Татьяна Толстая, внучка писателя А.Н. Толстого, безусловно, имеет солидное образование, но её никак не назовешь интеллигентным человеком. В результате «культурной революции» в России выросло целое поколение, которому очень трудно стать интеллигентами, даже при желании, так как хамский стиль утвердился в обществе, а интеллигентность стала архаичным явлением. Её уценили в среде учителей, врачей, преподавателей ВУЗов, то есть в обществе, слой которого должен называться интеллигенцией. Интеллигентность наряду с образованностью, культурой должна обязательно опираться на нравственность. Если прежде в России в семьях с молоком матери, а затем в обществе воспитывалась культура, то это становилось частью менталитета образованного человека. Она была востребована обществом, поэтому культура и воспитанность наряду с образованностью были массовым явлением, и мало кто позволял себе перешагнуть дозволенное. Например, в фильме С. Герасимова «Любить человека» главная героиня говорила: «Моя бедная мама не понимала, что она переступает, когда та понесла подарок учительнице, чтобы улучшить успехи дочери». Сейчас это обычное явление. Интеллигентность наряду с образованностью, культурой тесно сопряжена с порядочностью человека. Читаю газету «Омское время» с момента её основания, так как статьи некоторых авторов меня стали привлекать, как встречи с интересными единомышленниками. Не зная лично этих людей, я выделяла их статьи среди множества других. В них показан был высокий профессионализм, гражданская позиция и искреннее желание помочь Родине. Заочно у меня создалось впечатление об этих людях как о порядочных, патриотах, специалистах своего дела и, безусловно, интеллигентных. Хочу сказать о профессоре ОмГТУ, докторе исторических наук Владимире Даниловиче Полканове. При смене эпох этот ученый-гуманист не поменял своей политической ориентации, не скрывая своей принадлежности к оппозиции, на страницах «Омского времени» выступал с серьезными установочными материалами, которые могли бы быть использованы в переустройстве общества. Высокая гражданская позиция, эрудиция, порядочность, внутренняя культура были отражены в статьях В.Д. Полканова. Трудно было равнодушно пройти мимо обстоятельных статей профессора ОмГТУ, доктора технических наук Павла Дмитриевича Балакина, где автором показано глубокое знание своего дела, высокая гражданская позиция, искреннее желание помочь обществу найти правильное направление в реорганизации высшей школы в новом обществе. Эти статьи поражали своей масштабностью и написаны были таким хорошим стилем, что, несмотря на специфичность тематики, читались легко и с интересом. Ещё мне хотелось бы остановиться на статьях Николая Ивановича Бакланова. Почти в каждом номере газеты «Омское время» девяностых годов были его материалы на самые разнообразные темы: «Русь былинная», «Бедность», «Нужно любить Россию», «Интеллигенция» и другие, что свидетельствовало о широте интересов человека с техническим образованием. В его статьях, посвященных истории России, сквозила любовь к Родине и скорбь о её судьбе, а в статье «Интеллигенция» подробно проанализирована роль интеллигенции в истории России. Я лично не знала этого человека, но по его статьям могу сказать, что это, без сомнения, интеллигентный человек. Русские интеллигенты – это наши современники, находящиеся среди нас, и очень важно их увидеть, оценить, так как эта категория людей имеет чувство собственного достоинства, и действенно протестует против любой несправедливости. Такие люди и работают в «Омском времени». Автор – В.В. ФОМЕНКО, доцент ОмГТУ.
Наверх